Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 марта 2017 г. по делу N 33а-361/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО8,
судей:
ФИО10 ФИО7,
при секретаре ФИО4, с участием административного истца ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника 1 отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Конкиной О.Ю. на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего ФГКУ " "данные изъяты"" подполковника медицинской службы ФИО1 об оспаривании действий начальника 1 отдела ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - 1 отдел ЗРУЖО) и филиала N ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по "адрес" и "адрес"" (далее - УФО), связанных с отказом во включение в список на предоставление служебных жилых помещений и невыплате компенсации за поднаем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения истца, возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО9 проходит военную службу по контракту в распоряжении начальника ФГКУ "988 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Минобороны РФ (далее - Центр). В связи с необеспеченностью жильем по месту прохождения службы он осуществляет его наем составом семьи 2 человека. С ДД.ММ.ГГГГ УФО прекратило выплату ему компенсации за поднаем жилого помещения, так как он отсутствует в списках на предоставление служебных жилых помещений. В сентябре ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратился в 1 отдел ЗРУЖО с заявлением о включении в список на предоставление служебных жилых помещений, в чем ему было отказано ДД.ММ.ГГГГ
Полагая свои права нарушенными, ФИО9 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ 1 отдела ЗРУЖО включить его в список на предоставление служебных жилых помещений. Кроме того, просил признать незаконными действия УФО, связанные с отказом в выплате компенсации за поднаем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в связи с чем просил обязать УФО выплатить ему компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ. и продолжить выплачивать впредь до утраты права на ее получение. Помимо этого просил взыскать судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлиной заявления в суд.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО9 удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия 1 отдела ЗРУЖО, связанные с отказом во включении в список на предоставление служебных жилых помещений ФИО9 и обязал 1 отдел ЗРУЖО отменить уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N а также повторно рассмотреть о включении ФИО9 в список на предоставление служебных жилых помещений. Кроме того, суд взыскал с 1 отдела ЗРУЖО в пользу ФИО9 300 рублей в счет судебных расходов.
В удовлетворении заявления в части признания незаконными действий УФО, связанных с невыплатой компенсации за поднаем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время и возложении обязанности на УФО выплатить ему названную компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ продолжить выплачивать впредь до утраты права на ее получение, суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы указывает, что истцом нарушен порядок предоставления документов для предоставления служебного жилого помещения, определенный Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Инструкция).
Отмечает, что положения Инструкции содержат ограниченный перечень документов, которые должны быть представлены военнослужащим для получения служебного жилого помещения, что истцом не выполнено, справку о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии) по рекомендованному образцу не представил. В уполномоченный орган была представлена копия справки от ДД.ММ.ГГГГ о необеспеченности жилой площадью в период обучения в академии.
Обращает внимание, что согласно послужному списку предыдущим местом службы ФИО9, является войсковая часть, дислоцирующаяся в "адрес", в то время как в настоящее время он проходит военную службу в "адрес". Сведений о том, что ФИО9 включался в очередь на получение служебного жилого помещения ранее ДД.ММ.ГГГГ также не имеется.
Поясняет, что ФИО9 проходит военную службу с ДД.ММ.ГГГГ, при этом проходил военную службу в том числе и за пределами Московского региона, но никаких документов по вопросу его обеспечения служебными жилыми помещениями по предыдущему месту военной службы в уполномоченный орган представлено не было.
В заключение автор жалобы указывает, что право на обращение с заявлением в любые органы и организации есть и у военнослужащего, в связи с чем истцом до обращения по вопросу предоставления служебных жилых помещений по месту службы, мог быть направлен запрос в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации для получения сданных им оригиналов справок с целью их последующего предоставления в 1-й отдел ЗРУЖО для обеспечения служебными жилыми помещениями.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопреки утверждению в жалобе, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Согласно п. 1 Инструкции, военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому прикладываются документы, согласно перечню.
Военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.
Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу согласно приложению N к настоящей Инструкции.
Пунктом 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации определено, что ДЖО уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций.
При этом уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно материалам дела ФИО9 проходит военную службу в распоряжении начальника Центра, имеет состав семьи 2 человека (супруга). С ДД.ММ.ГГГГ ему прекращена выплата компенсации за поднаем жилого помещения по причине отсутствия в списках на предоставление служебных жилых помещений. Уведомлением 1 отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО9 отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений, так как в представленных им документах отсутствует справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту службы. Кроме того, не подтвержден факт прибытия супруги ФИО9 совместно с ним к новому месту службы.
Кроме того, из материалов дела видно, что ФИО9 сдал в ДЖО для принятия решения о предоставлении ему распределенного жилого помещения для постоянного проживания, в том числе и оригиналы справок о необеспеченности жилыми помещениями согласно послужному списку, а также копию паспорта супруги - ФИО5, копию свидетельства о расторжении брака с ФИО6 (бывшая жена), в связи с чем, он лишен возможности представить их в 1 отдел ЗРУЖО.
Помимо этого из дела видно, что административный истец место службы не менял и после заключения брака с Александровой она проживает с ним.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, основанием выплаты военнослужащему компенсации за поднаем жилого помещения является нахождение его в указанном списке.
При таких обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции достоверно установлено, что жилое помещение для постоянного проживания ФИО9 не предоставлено, а рассмотрение вопроса о постановке на учет нуждающихся в служебном жилье необходим ФИО9 для решения вопроса о выплате ему компенсации за наем жилого помещения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действия 1 отдела ЗРУЖО, связанного с отказом во включении истца в список на предоставление служебных жилых помещений и возложил обязанность на 1 отдел ЗРУЖО отменить уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N в указанной части, а также повторно рассмотреть о включении ФИО9 в названный список.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
Руководствуясь ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника 1 отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ФИО11 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.