Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Севастьянова А.А.,
судей Капитоновой Б.М. и Ермолаева Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Перцеве Н.Н.,
с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Якушевича А.Н.,
осуждённого Краснова Н.Ф. с использованием систем видеоконференц-связи,
его защитника - адвоката Кузнецова В.В., представившего удостоверение N от ДД.ММ.ГГГГ и ордер N от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционные жалобы осуждённого Краснова Н.Ф. и его защитника-адвоката Кузнецова В.В. на приговор Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 марта 2017 года, которым
Краснов Н.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "данные изъяты", ранее не судимый,
осуждён по ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации к лишению свободы сроком на 11 лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать с осуждённого Краснова ФИО14 в пользу потерпевшей ФИО1 в счёт компенсации морального вреда 800000 рублей, в счёт возмещения ущерба 103790 рублей.
Заслушав доклад судьи Ермолаева Л.Г., пояснения осуждённого Краснова Н.Ф. и его защитника - адвоката Кузнецова В.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение прокурора Якушевича А.Н., полагавшего приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Приговором суда Краснов Н.Ф. признан виновным в умышленном убийстве своей жены ФИО8, совершенном им в период времени с 17 часов до 19 часов 10 декабря 2016 года в "адрес" при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Краснов Н.Ф. вину в предъявленном обвинении признал.
В апелляционной жалобе осуждённый Краснов Н.Ф. просит приговор суда изменить и назначить ему справедливое наказание с учётом его преклонного возраста и наличия у него инвалидности. Полагает, что приговор суда является незаконным, поскольку судом при вынесении решения не были учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда, которые, по его мнению, содержат существенные противоречия. Признав, что совершение им убийства в состоянии алкогольного опьянения, является обстоятельством, отягчающим наказание, суд исключил в то же время возможность возникновения у него внезапного сильного душевного волнения и совершения преступления в состоянии аффекта, что нельзя признать законным. Указывает, что суд необоснованно не признал в действиях погибшей ФИО8 противоправных действий и наличие психического насилия с её стороны в отношении него, которое выразилось в оскорблениях в его адрес, что унизило его честь и достоинство и что в конечном случае привело к тому, что он испытал сильное душевное волнение, перестал контролировать свои действия, находился как в "тумане" и совершил её убийство в состоянии аффекта. У суда имелись все основания для квалификации его действий по ч. 1 ст. 107 УК Российской Федерации, что также является умышленным преступлением.
Кроме этого судом при назначении наказание не учтены все смягчающие его наказание обстоятельства, наличие у него заболевания и инвалидности. Исходя из наличия у него заболевания и необходимости операции на сердце, определённый судом размер компенсации морального вреда завышен, и он подлежит уменьшению до разумных пределов. Поскольку он ранее не судим, просит также из вводной части приговора исключить указание о его судимости.
В апелляционной жалобе адвокат Кузнецов В.В. просит приговор суда в отношении Фёдорова Н.Ф. изменить, переквалифицировать его действия на ч. 1 ст. 107 УК Российской Федерации и с учётом его преклонного возраста и наличия инвалидности назначить ему справедливое наказание. Считает, что Краснов Н.Ф. совершил убийство своей супруги ФИО8 в состоянии сильного душевного волнения, в ответ на неправомерные действия с её стороны, которая в течение длительного времени травмировала его психику, а в этот день обозвала его оскорбительными словами. Краснов Н.Ф. в момент совершения убийства находился в состоянии эмоционального напряжения, вызванного психотравмирующей ситуацией, которая возникла в результате постоянных оскорблений и унижений со стороны его жены, и в связи с этим его действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 107 УК Российской Федерации. При этом просит учесть, что исходя из установленных судом фактических обстоятельств по делу, между обстоятельствами, возбудившими душевное волнение, и последовавшим после этого убийством отсутствует разрыв во времени.
Кроме того, суд при назначении ему наказания не учёл как смягчающие обстоятельства - взаимоотношения потерпевшей с Красновым Н.Ф., а также её поведение, предшествовавшее убийству. Краснов Н.Ф. ранее не судим, поэтому указание о его судимости в водной части приговора, является излишним. Также полагает, что гражданский иск потерпевшей в части компенсации ей морального вреда завышен и при его разрешении судом не принято во внимание наличие у Краснова Н.Ф. инвалидности, в связи с чем размер компенсации морального вреда подлежит снижению до разумных пределов.
В возражениях на апелляционные жалобы осуждённого и его адвоката Кузнецова В.В. государственный обвинитель и потерпевшая ФИО1 просят приговор суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает, что выводы суда о виновности Краснова Н.Ф. в умышленном убийстве ФИО8 основаны на доказательствах, исследованных в ходе судебного следствия, которым судом в совокупности дана надлежащая оценка и приведённых в приговоре.
Из протокола осмотра места происшествия "адрес" следует, что в зале на диване обнаружен труп ФИО8 с признаками насильственной смерти. С места происшествия был изъят нож с рукояткой жёлтого цвета, на клинке которого имелись пятна красно-бурого цвета, похожие на кровь (том 1 л.д.4-10,11-15).
Заключением судебно-медицинской экспертизы N 541 от 11.01.2017 установлено, что смерть ФИО8 наступила от множественных колото-резаных и резаных ран головы (5), грудной клетки (3), левого локтевого сустава (1) и правой кисти (1), осложнившихся обильной кровопотерей (т. 1 л.д. 20-34).
Осуждённый Краснов Н.Ф. не отрицал факт нанесения ударов ножом своей супруге ФИО8. и в суде показал, что не помнит, как схватил нож и как наносил ей удары ножом, поскольку у него был психологический стресс, вызванный её поведением, т. к. она его сильно оскорбила, и то, что происходило потом, он помнит, как в "тумане". При этом показал, что в этот день выпил водки (250 гр.), и если бы был трезв, не взял бы в руки нож. При этом Краснов Н.Ф. подтвердил добровольность обращения с "явкой с повинной", в которой указал, что находясь у себя по месту жительства, в ходе скандала нанёс своей супруге ФИО8 два ножевых ранения в область груди.
В ходе следствия Краснов Н.Ф. также показал, что удары ножом ФИО8 были нанесены им, от чего она и скончалась, показания он подтвердил с выходом на место происшествия, где продемонстрировал, каким образом он нанёс удары ножом своей супруге ФИО8.
Заключением судебно-психиатрической экспертизы установлено, Краснов Н.Ф. в период времени, относящийся к инкриминируемому деянию, признаков какого-либо психического расстройства не обнаруживал, в состоянии аффекта не находился, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Заключению экспертов в совокупности с другими доказательствами по делу судом дана оценка и, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, судом установлено, что преступление Красновым Н.Ф. было совершено в ходе ссоры с потерпевшей, на почве личных неприязненных отношений при отсутствии признаков сильного душевного волнения, и квалификация действий Краснова Н.Ф. по ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, является правильной.
При назначении наказания судом в соответствии со ст. ст. 6, 43, 60 УК Российской Федерации в полной мере учтены характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности осуждённого Краснова Н.Ф., смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также влияние наказания на исправление осуждённого.
В качестве смягчающих обстоятельств суд учёл "явку с повинной" Краснова Н.Ф., его активное способствование раскрытию и расследованию преступления, признание вины, и оказание им иной помощи потерпевшей, т. к. непосредственно после совершения преступления им была вызвана "скорая помощь". Вопреки доводу осуждённого, состояние его здоровья, что он имеет ряд заболеваний и является инвалидом 3 группы и ветераном труда, при назначении наказания судом оценены с учётом имеющихся в деле сведений.
Отягчающими обстоятельствами судом обоснованно признано совершение Красновым Н.Ф. преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, что исключало применение ч. 1 ст. 62 УК Российской Федерации. Факт нахождения Краснова Н.Ф. в состоянии алкогольного опьянения в момент совершения преступления кроме его показаний подтверждён актом его освидетельствования, а также показаниями свидетелей. При этом судом, исходя из совокупности доказательств, и его же показаниям, дана надлежащая оценка утверждениям Краснова Н.Ф. в той части, что нахождение его в таком состоянии было обусловлено употреблением им лекарственных средств.
Поскольку действиями Краснова Н.Ф. потерпевшей ФИО1 был причинен моральный вред, то в соответствии со ст. 151 ГК Российской Федерации судом принято правильное решение о выплате ей осуждённым денежной компенсации, и гражданский иск потерпевшей в этой части судом разрешён в соответствии с требованиями закона.
При этом судом были учтены характер причинённых потерпевшей ФИО1 нравственных страданий, связанных с совершенным осуждённым убийства её близкого родственника, материальное положение Краснова Н.Ф., а также требования разумности и справедливости. Судебная коллегия полагает, что установленный судом размер компенсации морального вреда соответствует указанным требованиям.
Таким образом, судебная коллегия оснований для изменения приговора суда первой инстанции по доводам, изложенным осуждённым и его защитником в апелляционных жалобах, не находит.
В материалах уголовного дела отсутствуют сведения о судимости Краснова Н.Ф., в связи с чем из вводной части приговора указание о его судимости подлежит исключению. Указание о судимости Краснова Н.Ф. при назначении судом наказания не учитывалось, и в связи с этим судебная коллегия не обсуждает вопрос о мере назначенного осуждённому наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Приговор Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 марта 2017 года в отношении Краснова Н.Ф. изменить.
Исключить из вводной части приговора указание о его судимости, а в остальной части приговор суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы осуждённого и его защитника - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.