Судья Хабаровского краевого суда Волошина Е.В., рассмотрев жалобу начальника отделения производства по делам об административных правонарушениях ОИАЗ УМВД России по г.Хабаровску Мун Г.И. на постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 03 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Токарского М.В.,
установил:
26 марта 2017 года дежурным дежурной части ОП N 6 УМВД России по г.Хабаровску Зилфоновым И.К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Токарского М.В., согласно которому Токарский М.В. на ул.Тургенева, д.72 в г.Хабаровске 26 марта 2017 года в 14 часов 30 минут в нарушение п.2 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" участвовал в проведении публичного мероприятия без согласования в установленном порядке, уведомления о проведении публичного мероприятия администрации г.Хабаровска, а именно проводил публичное мероприятие - митинг, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, что выразилось в том, что Токарский М.В. громко выкрикивал лозунги "Нет коррупции!", "Предатели!", обращался к людям в толпе с агитирующими призывами продолжить митинг, агрессивно вступал в конфликт с сотрудниками полиции, чем нарушил общественный порядок.
Постановлением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 03 апреля 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Токарского М.В. по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ прекращено в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Начальник отделения производства по делам об административных правонарушениях ОИАЗ УМВД России по г.Хабаровску Мун Г.И. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что действия Токарского М.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ; судьей вопрос о переквалификации действий Токарского М.В. рассмотрен не был, что повлекло необоснованное освобождение лица от административной ответственности.
В судебном заседании должностное лицо Мун Г.И. поддержала доводы жалобы.
Токарский М.В. просил оставить постановление судьи без изменения.
Должностное лицо УМВД Зилфонов И.К., извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем возможно рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 2 ст.20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 указанной статьи.
В обоснование вывода об отсутствии в действиях Токарского М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, суд первой инстанции сослался на то, что ответственность за участие в несанкционированном собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это не повлекло создания помех функционированию объектов жизнедеятельности, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры - законодательством РФ не предусмотрена.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54).
В силу ч.1 ст.5 названного Федерального закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона N 54 организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в установленном порядке (п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона N 54).
Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, выражается в бездействии организатора мероприятия по уведомлению органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, а материалы дела не содержат сведений о том, что Токарский М.В. выполнял организационно-распорядительные функции по организации или проведению указанного публичного мероприятия, то судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ. Доводы жалобы об обратном основаны на неверном понимании и толковании норм права.
Вместе с тем, прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Токарского М.В. состава административного правонарушения, судьей районного суда оставлено без внимания следующее.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013 года N 1618-О, от 24 октября 2013 года N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17)). Данным положениям корреспондируют положения КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Как следует из положений ч.3 ст.23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.20.2, ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, отнесено к компетенции судьи районного суда, составы административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.20.2 КоАП РФ и ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция ч.5 данной статьи предусматривает менее строгое наказание.
Следовательно, вывод судьи районного суда о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным ст.24.5 КоАП РФ, сделан без оценки всех обстоятельств дела и доказательств.
Поскольку судьей допущены существенные нарушения норм процессуального права - требования ст.24.1 КоАП РФ не выполнены, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление судьи подлежит отмене.
Принимая во внимание, что предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье, правомочному его рассмотреть.
С учетом изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
Жалобу начальника отделения производства по делам об административных правонарушениях ОИАЗ УМВД России по г.Хабаровску Мун Г.И. удовлетворить.
Постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 03 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Токарского М.В. - отменить и дело возвратить на новое рассмотрение другому судье Центрального районного суда г.Хабаровска.
Судья Хабаровского краевого суда Е.В. Волошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.