Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Т.А.Разуваевой,
членов коллегии судей Е.А.Бузыновской, В.А.Галенко,
при секретаре М.С.Арабаджи,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная радиовещательная сеть" на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 января 2017 года, принятое по гражданскому делу по иску прокурора города Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная радиовещательная сеть", администрации города Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности восстановить холодное водоснабжение.
Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., объяснения представителей ФГУП "Российская телевизионная радиовещательная сеть" Косткина А.Б. и Коньковой Ж.В., представителя прокурора Хабаровского края, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГУП "Российская телевизионная радиовещательная сеть", администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности восстановить холодное водоснабжение. В исковом заявлении прокурор указал, что ответчик владеет на праве хозяйственного ведения объектами жилищно-коммунального хозяйства, расположенными в мкр.Попова, а именно: очистными сооружениями, зданием насосной станции, резервуарами запаса воды, артскважинами, водопроводными сетями, насосами, трансформаторными станциями, через которых осуществляется холодное водоснабжение жилых домов мкр.Попова. Ответчик с 12.12.2016 года прекратил снабжение холодной водой мкр.Попова Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре. Оснований, установленных законом, для приостановления водоснабжения, не имеется; предписание об ограничении или приостановлении подачи холодной воды не выдавалось. Самовольное, в нарушение установленного порядка, прекращение водоснабжения является грубым нарушением прав граждан, и также может повлечь нарушение технического состояния объектов водоснабжения мкр.Попова, и, как следствие, повлечь возникновение ситуации чрезвычайного характера. Истец просил возложить на ФГУП "Российская телевизионная радиовещательная сеть" (филиал "Дальневосточный региональный центр") незамедлительно восстановить холодное водоснабжение мкр-на Попова в Центральном круге г.Комсомольска-на-Амуре.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27.12.2016 года к участию в деле привлечены: соответчик Администрация г.Комсомольска-на-Амуре, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, территориальной отдел Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24.01.2017 года исковые требования удовлетворены. На ФГУП "Российская телевизионная радиовещательная сеть" (филиал "Дальневосточный региональный центр") возложена обязанность восстановить подачу холодного водоснабжения в мкр-не Попова в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в иске. Принимая решение суд исходил из того, что положения пункта 3 статьи 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" дают право организации, осуществляющей холодное водоснабжение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение, предварительно уведомив в указанный срок абонента и компетентные органы, только в случае получения предписания уполномоченного органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический и экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, требованиям законодательства РФ. Считает необоснованным такой вывод суда, поскольку ограничение или прекращение подачи холодной воды может быть произведено и по основаниям пункта 115 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", если подаваемая потребителям холодная вода не соответствует требованиям по качеству. В ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю проверки установлено, что источник водоснабжения не соответствует предъявляемым к нему требованиям, в связи с чем предписано выполнить комплекс мероприятий по снижению содержания микробиологических загрязнений в почве в территории водозабора. Наличие такого обстоятельства дает ответчику право приостановить подачу холодной воды в микрорайон Попова, до окончания проведения необходимых мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды требованиям законодательства РФ. Кроме того, суд не учел, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа. Орган Роспотребнадзора направил в адрес администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края уведомление от 29.01.2016 года N, в котором предписывалось внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, подаваемой в мкр-не Попова, а также включить в состав инвестиционной программы план мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями. Данные предложения Роспотребнадзора да настоящего времени администрацией города не рассмотрены и не выполнены. Администрация г.Комсомольска-на-Амуре была уведомлена, что в случае не предоставления плана мероприятий по улучшению воды, ответчик будет вынужден прекратить подачу холодной воды для населения мкр.Попова в связи с наличием реальной угрозы возникновения и распространения инфекционных заболевании, отравления людей. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик, основной деятельностью которого является осуществление эфирного распространения телевизионных и радиовещательных программ, не является ресурсоснабжающей организацией, и на разработку мероприятий по обеспечению соответствия качества питьевой воды требованиям законодательства РФ у него нет ни финансовых средств, ни физических возможностей.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В суде апелляционной инстанции представители ФГУП "Российская телевизионная радиовещательная сеть" Косткин А.Б. и Конькова Ж.В. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменений, считая его законным и обоснованным.
Представители администрации города Комсомольска-на-Амуре, Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили. Признав причину неявки неуважительной, судебная коллегия провела судебное заседание без их участия.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, водопроводная сеть мкр.Попова в г.Комсомольске-на-Амуре на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 передана на праве хозяйственного ведения ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 25.02.2013 года. Ответчик подтвердил, что он осуществляет продажу коммунальной услуги - холодной воды, потребителя микрорайона Попова в г.Комсомольске-на-Амуре.
Как указано в выписках из реестра федерального имущества от 24.08.2010 года и от 30.06.2016 года, в.свидетельствах о государственной регистрации права, входящие в состав водопроводной сети Артскважина-1 (Х-3554) и Артскважина резервная (ХБ-183), находятся во владении ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" на праве хозяйственного ведения.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 10.12.2014 г. N 38/26 установлен тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в г.Комсомольске-на-Амуре на 2015-2017 годы.
Таким образом, исходя из понятия "ресурсоснабжающая организация", данном в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" является ресурсоснабжающей организацией, ибо оно осуществляет продажу коммунальных ресурсов - холодной воды потребителям мкр.Попова посредствам централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Пунктами 114, 115 Правил предусмотрены случаи, когда исполнитель коммунальной услуги ограничивает или временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
Так, подпунктом "д" пункта 115 Правил установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае получения им предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
Кроме того, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "в" пункта 122 Правил).
Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю 28.10.2016 года проведена плановая проверка деятельности ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" связанной с водоснабжением и отведения сточных канализационных вод в мкр.Попова г.Комсомольска-на-Амуре. По результатам проверки выявлены нарушения статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ, п.1.10 СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводом питьевого назначения", а именно отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источника водоснабжения санитарным правилам и нормам. Также в результате проверки выявлены нарушения п.п.3.1, 3.2, 4.1 СанПин 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", а именно по результатам микробиологического исследования почвы, на территории санитарно-защитной зоны водозабора, территории КОС отмечается превышение показателя - бактерии группы кишечной группы фактически 100, при норме 10.
По результатам проведенной проверки, старшим специалистом 1 разряда территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре ответчику 28.10.2016 года вынесено предписание, которым предписано устранить выявленные нарушения, в том числе, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на источник водоснабжения, выполнить комплекс мероприятий по снижения содержания микробиологических загрязнений в почве на территории водозабора, КОС.
Получив такое предписание, ответчик прекратил подачу холодной воды потребителям мкр. Попова в г.Комсомольске-на-Амуре.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на ответчика обязанность восстановить холодное водоснабжение мкр.Попова, суд первой инстанции, дав оценку установленным по делу обстоятельствах, пришел к выводу, что у ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" отсутствовали законные основания для приостановления холодного водоснабжения мкр. Попова в г.Комсомольске-на-Амуре, и такие действия ответчику повлекли нарушение прав потребителей на получение коммунальной услуги.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они в полной мере соответствуют обстоятельствам дела и основаны на верном применении и толковании норм действующего законодательства.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", часть 1 статьи 23 которого обязывает организацию, осуществляющую холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 21 вышеназванного Закона, организация, осуществляющая холодное водоснабжение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив об этом в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктами 1-9 части 3 статьи 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрены случаи, когда ресурсоснабжающая организация может прекратить или ограничить холодное водоснабжение. Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 1 части 3 статьи 21 указанного закона предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация может прекратить или ограничить холодное водоснабжение в случае получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации.
Решение о прекращении водоснабжения жителей мкр.Попова г.Комсомольска-на-Амуре с 12.12.2016 года было принято директором филиала "Дальневосточный региональный центр" ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" вследствие выявленных при проверке Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю нарушений, о чем свидетельствует письмо Главе администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 09.12.2016 года.
Однако содержание акта проверки деятельности ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", проведенной 28.10.2016 года Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, и предписания от 28.10.2016 года, выданного ответчику по результатам проверки, не свидетельствуют о том, что ответчику было предписано ограничить или прекратить холодное водоснабжение.
Ссылка ответчика на несоответствие качества воды предъявляемым к ней требованиям, обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции. Материалы дела свидетельствуют о том, что результаты исследования от 22.11.2016 года проб питьевой воды на санитарно-химические и микробиологические показатели из резервуаров N1 и N2, на выходе в сеть, из водопроводной сети, подтвердили соответствие воды требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Доказательства, свидетельствующие о том, что потребители коммунальных услуг ненадлежащим образом исполняют обязательства принятые ими по договору водоснабжения, имеют задолженность по оплате потребленных коммунальных услуг, что дает основание ответчику приостановить предоставление коммунального ресурса, ответчиком не представлено.
Подпункт "в" пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, предписывает, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Защиту нарушенных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд. Защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом (часть 1 статьи 11, статья 12 Гражданского кодекса РФ)
В силу пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей" указано, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей прокурором могут быть заявлены требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.
Таким образом, исходя из исследованных по делу обстоятельств, судебная коллегия находит требования прокурора г.Комсомольска-на-Амуре законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку в действиях ответчика имеются признаки незаконного прекращения подачи холодного водоснабжения и нарушения прав жителей мкр.Попова г.Комсомольска-на-Амуре как потребителей коммунальных услуг.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно учел и то обстоятельство, что отключение подачи воды в водопроводную сеть, в зимнее время года, повлечет промерзание трубопровода, его порывы, деформации, трещины, и дальнейшая его эксплуатация и запуск в работу будут невозможны (справка МУП "Горводоканал" г.Комсомольска-на-Амуре от 13.12.2016 года N 3311).
Довод жалобы о том, что положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 не могут применяться при разрешении спора, поскольку они регулируют правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании указанных норм права.
Ссылка в жалобе на то, что организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа, поэтому за ремонт и приведение систем водоснабжения и водоотведения мкр.Попова г.Комсомольска-на-Амуре в соответствие требованиям закона ответственна и Администрация города, не может являться основанием для отмены решения, поскольку не освобождает заявителя от возложенной на него законом обязанности осуществлять предоставление потребителям коммунального ресурса - холодного водоснабжения.
Доводы ответчика, изложенные в жалобе, в целом, сводятся к изложению его правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и явившейся предметом исследования судом, нашедшей правильную оценку в обжалуемом решении, основаны на ошибочном толковании норм процессуального и материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная радиовещательная сеть" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Т.А.Разуваева
Члены коллегии В.А.Галенко
Е.А.Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.