Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Лукьянченко Р.В.
судей: Тарасовой А.А., Романовой И.А.
при секретаре: Носаль М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 мая 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Улицкого А. А. к Администрации "адрес" о признании права на приобретение земельного участка в собственность, возложении обязанности, по апелляционной жалобе Администрации г.Хабаровска на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 06 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителя истца Ковальчук И.Н., представителя ответчика Ефимковой Е.К., судебная коллегия
установила:
Улицкий А.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Хабаровска о признании права на приобретение земельного участка в собственность, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что 30.10.2007г. заключен договор аренды земельного участка N с кадастровым номером N, государственная собственность на который не разграничена, участок находится примерно 18 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" для использования в целях индивидуального жилищного строительства сроком на 3 года, площадью 1 000 кв.м. Жилой дом площадью 346,4 кв.м. построен на основании разрешения на строительство N от 25.07.2008г. и 13.02.2015г. поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый N, указанный жилой дом зарегистрирован 25.02.2015г. Договор аренды земельного участка N расторгнут по заявлению от 11.03.2015г. об одностороннем отказе от действия договора аренды. Земельный участок с кадастровым номером N расположен в смешанной жилой застройке Ж -3, в которой установлен вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - жилой дом (одноквартирный) и обеспечен проектом межевания территории в границах "адрес", утвержденной постановлением Мэра г.Хабаровска от 17.03.2008г. N 566. Границы земельного участка с кадастровым номером N, поставленного на кадастровый учет 18.05.2007г., отличаются от утвержденного проекта планировки, части угловых и поворотных точек и площади земельного участка. Согласно Правил землепользования и застройки в г.Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002г. N 211, утвержденного проекта планировки территории N 556 от 17.03.2008г. земельный участок по "адрес" должен иметь площадь 1 333 кв.м. В апреле 2015г. истец подал заявление на образование земельного участка, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель государственной собственности в Департамент архитектуры строительства и землепользования. Схема расположения границ земельного участка выполненная на кадастровом плане территории, в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ, была утверждена Постановлением Администрации города Хабаровска от 04.08.2015г. N "О предварительном согласовании предоставления земельного участка Улицкому А.А. под жилой дом в Железнодорожном районе". В п. 3 вышеуказанного Постановления предлагается обратиться истцу с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ. Истец с указанными требованиями не согласен. Схема была подготовлена по образованию земельного участка с кадастровым номером N и земель государственной собственности. Истец обратился с заявлением для выдачи согласия на перераспределение земельного участка с кадастровым номером N, и земель государственной собственности, расположенного по "адрес", со схемой, и выданным ДАСиЗом администрации г.Хабаровска Постановлением N от 04.06.2015 г., на данное заявление был получен отказ в утверждении схемы расположения земельного участка N от 31.08.2015г., в котором указывается с учетом положений ч.1 ст. 11.2,11.3, 11.10, 39.15 ЗК РФ, что образование уже образованного земельного участка не предусмотрено. 25.09.2015 г. в соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ, ч.4 ст.39.27 ЗК РФ был образован земельный участок, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель государственной собственности, на основании утвержденного проекта межевания территории и полученных кадастровых сведений смежных земельных участков, границы которых уточнены в сведениях ГКН. Земельные участки внесены в ГКН по "адрес" ( N) 20.10.2004г. из которого образовались 09.01.2014 г. два других земельных участка с кадастровыми номерами N права на которые не зарегистрированы в Росреестре; по "адрес" ( N). При изготовлении межевого плана была выявлена ошибка допущенная в изготовлении схемы расположения земельного участка, между смежными земельными участками по указанным координатам имелась чересполосица. Для устранения чересполосицы в межевом плане была удалена точка н1, указанная в схеме и принята уточненная точка 8 смежного земельного участка с кадастровым номером N. В результате этих изменений площадь земельного участка увеличилась до 1364 кв.м. В ноябре 2015г. с готовым кадастровым паспортом и свидетельствами на жилой дом (от 17.02.2012 N) истец обратился к ДМС администрации города Хабаровска с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1364 кв.м., который был увеличен в результате перераспределения земельных участков с кадастровым номером N и земель государственной собственности. На данное заявление был получено письмо с отказом от 30.11.2015 г. N в предоставлении в собственность за плату земельного участка, со ссылкой на Постановление N от 04.08.2015 г., в котором предоставлялся участок с кадастровым номером N с внесением сведений в ГКН путем уточнения, площадью 1358 кв.м., а в КВЗУ от 25.09.2015 г. N, площадь земельного участка с кадастровым номером N - 1364 кв.м, и рекомендациями устранить разночтение в части площадей в этих документах. На данное письмо ДМС администрации г. Хабаровска от 30.11.2015 г. N было направлено письмо с разъяснениями, так же было направлено письмо в ДАСиЗ администрации г. Хабаровска. с просьбой отменить Постановление от 04.08.2015 N, на что были получены ответы с ДМС администрации г.Хабаровска в которых указано, что данный вопрос не относиться к их компетенции, а в письме ДАСиЗ администрации г.Хабаровска от 03.02.2016 г. сказано, что в связи с тем, что земельный участок площадью 1364 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет нет оснований для отмены, вышеуказанного постановления. После еще одного обращения в ДМС администрации г.Хабаровска, был получен ответ с ссылками на ст. 39.14 Порядка предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и ст.39.17 Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и указаниями на постановление от 04.08.2015 г. N. Своими действиями (бездействием) ответчик препятствует реализации истцом его права на выкуп спорного земельного участка площадью 1364 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный в "адрес" с разрешенным видом использования под жилой дом (одноквартирный).
Просит признать за ним право на приобретение земельного участка с кадастровым номером номером N, площадью 1364 кв.м., расположенного по "адрес" разрешенным видом использования под жилой дом (одноквартирный) в собственность за плату без проведения торгов. Обязать Администрацию г.Хабаровска заключить договор купли продажи земельного участка.
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 06 марта 2017 года исковые требования Улицкого А.А. удовлетворены. Суд постановил:признать право Улицкого А.А. на приобретение земельного участка с кадастровым номером N площадью 1364 кв.м., расположенного по "адрес" с разрешенным видом использования под жилой дом (одноквартирный) в собственность за плату без проведения торгов. Обязать администрацию г.Хабаровска заключить с Улицким А.А. договор купли- продажи земельного участка с кадастровым номером N площадью 1364 кв.м., расположенного по "адрес" разрешенным видом использования под жилой дом (одноквартирный).
В апелляционной жалобе Администрации г.Хабаровска указывает на то, что решение является необоснованным и подлежащим отмене. Ссылаясь, что истец за предварительным согласованием испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N площадью 1364 кв.м. в уполномоченный орган не обращался. Полагает, что довод истца об образовании испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель, не разграниченными по уровням собственности, является несостоятельным. Улицкий А.А., не будучи собственником земельного участка с кадастровым номером N, не может обращаться за перераспределением. Требования ЗК РФ и Административного регламента обязательны для исполнения при обращении с заявлением о предоставлении муниципальной услуги.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Улицкий А.А. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав Ковальчук И.Н., Ефимкову Е.К., проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела: истец Улицкий А.А. является собственником жилого дома площадью 346,4 кв.м. расположенного на земельном участке по "адрес", что подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д.26).
Из представленного кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым N следует, что земельный участок площадью 1364 кв.м, по "адрес", поставлен на кадастровый учет, с разрешенным использованием "жилой дом (одноквартирный)", предыдущий кадастровый N, (л.д. 50).
Из кадастрового паспорта на жилой дом площадью 346,4 кв. м. следует, что он расположен на земельном участке по "адрес" кадастровый N (л.д.23).
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь ст.ст.39.2; 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласиться с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
В силу действующего земельного законодательства, право на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, может быть реализовано лишь с соблюдением определенных административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом соответствующего решения.
Предварительное согласование предоставления земельного участка в силу ст.39.15 Земельного кодекса РФ осуществляется на основании заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором помимо прочего указывается: основание предоставления земельного участка без проведения торгов; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий (обозначающих в том числе планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования), местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Как следует из материалов дела Улицкому А.А. постановлением за N от 04.08.2015г. Администрацией г.Хабаровска предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером N площадью 1358.0 кв.м. под жилой дом, принадлежащей ему на праве собственности: по "адрес" (л.д.54). Как указано в данном постановлении, условием предоставления земельного участка является обеспечение Улицким А.А. выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка.
Документов свидетельствующих об обращении Улицкого А.А. за предварительным согласованием земельного участка с кадастровым N, площадью 1364 кв.м, по "адрес", материалы дела не содержат, что свидетельствует об обоснованности доводов жалобы ответчика в указанной части.
О чем Улицкий А.А. был уведомлен письмами департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (л.д.54,61), и по указанному основанию принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д.62).
Доводы Улицкого А.А., изложенные в письме от 25.12.2015г. (л.д.57) о том, что при образовании земельного участка были учтены требования для устранения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, документально ничем не подтверждены.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что право собственника строения на приобретение занимаемого земельного участка может быть реализовано только в том размере, который определяется площадью застройки соответствующего участка и площадью необходимой для его использования. Необходимость той или иной площади земельного участка для использования находящегося на нем строения не может определяется экономическими интересами собственника строения.
В силу ст.56 ГПК РФ на истце лежало бремя доказывания необходимости использования земельного участка площадью 1364 кв.м. для эксплуатации объекта недвижимости. Вместе с тем, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
В разрешении на строительство N (л.д.22), площадь земельного участка указана 1000 кв.м. По договору аренды так же был предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м.
Согласно доводам истца и материалам дела, а именно из кадастрового паспорта на жилой дом площадью 346,4 кв. м., следует, что жилой дом возведен в границах земельного участка N, а не земельного участка N.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В связи с чем, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, на основании ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене, с принятием нового решения, поскольку выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права (пункты 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 06 марта 2017 года по делу по иску Улицкого А. А. к Администрации г.Хабаровска о признании права на приобретение земельного участка в собственность, возложении обязанности -отменить, апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Улицкого А. А. к Администрации г.Хабаровска о признании права на приобретение земельного участка в собственность, возложении обязанности - отказать.
Председательствующий: Р.В. Лукьянченко
Судьи: А.А. Тарасова
И.А. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.