Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Чемякиной И.А.
судей Поздняковой О.Ю., Герасимовой О.В.
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 01 марта 2017 года дело по административному исковому заявлению прокурора Охотского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия и обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле к администрации городского поседения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края,
по апелляционной жалобе Главы администрации городского поседения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края - А.Г. Гордиенко на решение Охотского районного суда Хабаровского края от 01 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Охотского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконными бездействия и обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле к администрации городского поседения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края. В обоснование заявленных требований указал, что на территории сельского поселения Охотского городского поселения имеется действующее кладбище, используемое для захоронения умерших, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N. В нарушение положений действующего законодательства эксплуатация кладбища осуществляется без разработанного и утвержденного проекта. Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Охотск" действий по получению указанного проекта не принимается. Просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика в части непринятия мер к получению проекта кладбища, обязав его устранить нарушения закона в срок до 01.09.2017 года подготовить необходимую документацию и обратиться в проектную организацию за разработкой проекта кладбища и в течение месяца по истечению срока разработки проектной организацией проекта кладбища, предусмотренного СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03, получить проект кладбища и направить его на согласование в Управление Роспортебнадзора по Хабаровскому краю.
Решением Охотского районного суда Хабаровского края от 01 марта 2017 года требования прокурора Охотского района Хабаровского края удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации городского поседения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края в части не принятия мер к получению проекта устройства кладбища с кадастровым номером сооружения 27:11:0010106:12, расположенного на территории городского поселения "Рабочий поселок Охотск".
На администрацию городского поседения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения: в срок не позднее 01.09.2017 года подготовить необходимую документацию и обратиться в проектную организацию за разработкой проекта кладбища расположенного на территории городского поселения "Рабочий поселок Охотск" охотского района Хабаровского края, с кадастровым номером сооружения N, общей площадью 74 891 кв.м; в течение месяца по истечению срока разработки проектной организацией проекта кладбища, предусмотренного СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03, получить проект кладбища и направить его на согласование в Управление Роспортебнадзора по Хабаровскому краю.
В апелляционной жалобе Глава администрации городского поседения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края - А.Г. Гордиенко с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что недвижимое имущество - кладбище, расположенное на территории городского поселения никаким актом городскому поселению не передавалось. Администрация городского поседения "Рабочий поселок Охотск" не является собственником указанного земельного участка. Администрация городского поселения не является надлежащим ответчиком. Просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Охотского района И.В. Рокачев, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Криковцовой Е.Г., с доводами апелляционной жалобы не согласившейся, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2014 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.Из материалов дела следует, что на территории Охотского городского поселения имеется действующее кладбище, используемое для захоронения умерших, расположенное на земельном участке с кадастровым номером сооружения N, общей площадью 74 891 кв.м.
В ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией городского поседения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края, допущены нарушения санитарных и экологических требований к обустройству мест захоронения в части не принятия мер по разработке и утверждению проекта кладбищ в установленном законном порядке.
В нарушение п. 2.7. СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 (далее - СанПиН 2.1.2882-11), проект устройства кладбища в п. Охотск Охотского муниципального района не разработан.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, установив, что проект отвечающий требованиям СанПиН применительно к кладбищу п. Охотск отсутствует, пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия администрации городского поседения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края в части не принятия мер к получению проекта кладбища.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений), 21, 28, 30, 33 ч. 1 указанной статьи.
Согласно статьи 1 Закона Хабаровского края N 16 от 26.11.2014 "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения" за сельскими поселениями Хабаровского края закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части организации снабжения населения топливом), 5, 6, 8, 15, 18, 22, 31, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пп. 22 п. 1 ст. 5 Устава городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, администрация городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с Законом Хабаровского края N 16 от 26.11.2014 "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения" и Уставом, городское поселение "Рабочий поселок Охотск" наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, законами Хабаровского края, в том числе и содержание мест захоронения.
При таких обстоятельствах, принятие необходимых мер к разработке проекта кладбища расположенного на земельном участке с кадастровым номером N в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, отнесено к полномочиям администрации администрация городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края, таким образом, доводы о том, что администрация городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края, является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация городского поседения "Рабочий поселок Охотск" не является собственником указанного земельного участка, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили соответствующую правовую оценку, было установлено, что данный земельный участок используется жителями поселка в качестве кладбища и расположен на территории муниципального образования городского поселения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлено. При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Охотского районного суда Хабаровского края от 01 марта 2017 года по делу по административному иску прокурора Охотского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия и обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле к администрации городского поседения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края, оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации городского поседения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края - А.Г. Гордиенко - без удовлетврения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи О.Ю. Позднякова
О.В. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.