Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего: Чемякиной И.А.,
судей Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании 24 мая 2017 года административное дело по административному иску Коваленко Т. С. к администрации г. Хабаровска о признании бездействия, решения межведомственной комиссии незаконными, по апелляционной жалобе администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 февраля 2017 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя администрации г.Хабаровска Воропаевой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Коваленко Т.С. обратилась в суд с административным иском о признании бездействия администрации г.Хабаровска незаконным, ссылаясь на то, что является нанимателем жилого помещения - квартиры "адрес". 28.09.2016 года на ее обращение о рассмотрении городской межведомственной комиссией вопроса о непригодности ее квартиры для постоянного проживания, получила сообщение, что, данное заявление будет рассмотрено на очередном заседании комиссии. Однако на заседании межведомственной комиссии от 21.09.2016 года вопрос о пригодности для проживания ее квартиры рассмотрен не был, но было принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу. Считает решение незаконным, так как дом, а также ее квартира находится в непригодном для проживания состоянии. Кроме того, решением суда по делу N указанный дом уже признан непригодным для постоянного проживания. Просит суд признать незаконным бездействие городской межведомственной комиссии администрации г.Хабаровска по решению вопроса о пригодности для проживания квартиры "адрес", а также признать незаконным решение городской межведомственной комиссии администрации г. Хабаровска от 21.09.2016 года об отсутствии оснований для признания дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 28.02.2017 года требования удовлетворены. Бездействие городской межведомственной комиссии администрации г. Хабаровска по решению вопроса о пригодности для проживания квартиры "адрес", а также решение городской межведомственной комиссии администрации г.Хабаровска от 21.09.2016 года признаны незаконными. На администрацию г.Хабаровска возложена обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии заявление Коваленко Т.С. от 08.09.2016 года в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также повторно провести оценку соответствия многоквартирного дома "адрес", требованиям, установленным Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска Воропаева Е.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Указывает, что при рассмотрении вопроса относительно спорного дома проверка фактического состояния здания, предусмотренная п.43 Положения, была произведена специализированными организациями ООО ПДЦ "Гарант", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, которые представили на рассмотрение комиссии свои заключения, в связи с чем, выезд комиссии на место для фактического состояния не требовался. Порядок принятия оспариваемого заключения, соблюден, выводы соответствуют положениям нормативных актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
Административный истец Коваленко Т.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась о его времени и месте извещена, сведения о причинах неявки не представила. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части.
Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года N47 "Об утверждении Положения: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Хабаровска от 25.07.2012 за Коваленко Т.С. признано право пользования жилым помещением кв. "адрес", где она зарегистрирована и проживает.
08.09.2016 года административным истцом в администрацию г.Хабаровска подано заявление о рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса о признании вышеуказанной квартиры пригодной (непригодной) для проживания.
28.09.2016 года администрацией г.Хабаровска на заявление Коваленко Т.С. дан ответ, что вопрос о проведении оценки соответствия жилого помещения - квартиры "адрес", будет рассмотрен на очередном заседании городской межведомственной комиссии.
Между тем на заседании межведомственной комиссии от 21.09.2016 года был рассмотрен вопрос лишь о проведении оценки соответствия всего жилого дома "адрес" требованиям, установленным Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47. Вопрос о признании пригодной (непригодной) для проживания указанной Коваленко Т.С. квартиры, предметом рассмотрении комиссии не был, что не отрицается представителем ответчика.
При таких обстоятельствах., суд правомерно удовлетворил административное исковое заявление в части признания незаконным бездействия городской межведомственной комиссии по решению вопроса о пригодности (непригодности) для проживания квартиры "адрес", и возложил на администрацию г.Хабаровска обязанность рассмотреть заявление Коваленко Т.С. от 08.09.2016 года на межведомственной комиссии.
Удовлетворяя заявление Коваленко Т.С. в части признания решения городской межведомственной комиссии администрации г.Хабаровска от 21.09.2016 г. об отсутствии оснований для признания дома "адрес" аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии решения межведомственной комиссией нарушена процедура проведения и оценки соответствия жилого помещения требованиям, установленным пунктами 43, 44 Положения.
При этом при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 01.02.2017 года уже разрешено по существу требование ФИО1 о признании незаконным решения городской межведомственной комиссии администрации г.Хабаровска от 21.09.2016г. об отсутствии оснований для признания дома "адрес" аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что в силу п.4 ч.1 ст.196 КАС РФ являлось основанием для оставления указанных требований без рассмотрения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, руководствуясь п.4 ст.309 и п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ, отменяет решение суда первой инстанции и прекращает производство по настоящему делу на основании п.4 ч.1 ст.128 КАС РФ.
С учетом изложенного, принимая в внимание, что на момент рассмотрения настоящей апелляционной жалобы, решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 01.02.2017 года апелляционным определением от 12.04.2017 года, оставлено без изменения и вступило в законную силу, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда от 28 февраля 2017 года в части признания решения городской межведомственной комиссии администрации г. Хабаровска от 21.09.2016 года об отсутствии оснований для признания дома "адрес" аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подлежит отмене, а производство по делу в указанной части прекращению, в связи с наличием по данному спору вступившего в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 309 - 311КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 28 февраля 2017 года по административному иску Коваленко Т. С. к администрации г.Хабаровска о признания бездействия незаконным, в части признания незаконным решения городской межведомственной комиссии администрации г.Хабаровска от 21.09.2016 года N об отсутствии оснований для признания дома "адрес" аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Центрального районного суда города Хабаровска от 28 февраля 2017 года по административному делу по административному исковому Коваленко Т. С. к администрации города Хабаровска о признании бездействия незаконным - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Чемякина И.А.
Судьи Герасимова О.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.