Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 16 мая 2017 г. по делу N 33а-109/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Яицкого Р.А.,
судей: Пака И.Э.,
Белкина И.В.,
при секретаре Абибаке А.А., с участием представителя административного ответчика жилищной комиссии Центра специальной связи и информации (далее - ЦССИ) ФСО России в Пензенской области Ручина В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Ганькина В.В. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 6 марта 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего ЦССИ ФСО России в Пензенской области Ганькина В.В. об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии (далее - ЦЖК) ФСО России ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Пензе административного истца и членов его семьи составом три человека, а также об оспаривании действий жилищной комиссии ЦССИ ФСО России в Пензенской области, связанных с не представлением в ЦЖК ФСО России документов, подтверждающих право административного истца и членов его семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, объяснения представителя административного ответчика Ручина В.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
приказом начальника ЦССИ ФСО России в Пензенской области Ганькин уволен с военной службы по истечении срока контракта и исключен из списков личного состава ДД.ММ.ГГГГ
Накануне увольнения, ДД.ММ.ГГГГ Ганькин обратился в жилищную комиссию ЦССИ ФСО России по Пензенской области с заявлением о признании его с составом семьи 3 человека нуждающимся в жилом помещении в городе Пензе.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец был письменно уведомлен начальником ЦССИ ФСО России в Пензенской области о направлении всех документов его жилищного дела в ЦЖК ФСО России для решения по существу вопроса о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении.
Решением ЦЖК ФСО Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N Ганькину отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в городе Пензе на основании под. 2 п. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации, т.е. заявителем представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая свои права нарушенными, Ганькин обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение ЦЖК ФСО Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N в части, касающейся отказа в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с составом семьи три человека, возложить на указанный орган жилищного обеспечения обязанность отменить данное решение и повторно рассмотреть поданное им заявление о принятии на указанный учет;
- признать незаконными действия жилищной комиссии ЦССИ ФСО России в Пензенской области, связанные с не представлением документов, подтверждающих его право и право членов его семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и обязать данный орган жилищного обеспечения направить документы, подтверждающие его право и право членов его семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении или для получения жилищной субсидии.
Пензенский гарнизонный военный суд решением от 6 марта 2017 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказал.
Не согласившись с таким решением суда, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного искового заявления.
В апелляционной жалобе Ганькин, давая собственный анализ обстоятельствам дела, п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 "О статусе военнослужащих", ч. 4 ст. 52 ЖК Российской Федерации и п. 7 Положения о жилищных комиссиях федеральных органов охраны, утвержденного приказом ФСО России от 24 июня 2010 года N 307, отмечает, что предоставление военнослужащими сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности носит добровольный характер и в случае их не предоставления жилищный орган обязан самостоятельно их затребовать. Им в жилищную комиссию ЦССИ ФСО России в Пензенской области были представлены необходимые документы, которые данная комиссия посчитала полным и свидетельствующим о наличии у него права для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, направив их в ЦЖК ФСО России для постановки его на учет.
Далее в жалобе Ганькин указывает, что действующим законодательством в частных домовладениях не предусмотрены финансовые лицевые счета и данный счет не закрепляет за его владельцем право владения и распоряжения определенной жилой площадью, что подтверждается справкой ДД.ММ.ГГГГ N, выданной Управлением жилищно-коммунального хозяйства города Пензы.
По мнению административного истца, ссылка суда в решении на Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России, утвержденную приказом Директора ФСО России ДД.ММ.ГГГГ N, и Положение о жилищных комиссиях федеральных органов охраны, утвержденное приказом ФСО России ДД.ММ.ГГГГ N, является необоснованной, поскольку они не содержат норм, устанавливающих порядок и основания отказа в постановке военнослужащего на жилищный учет.
Кроме того, Ганькин, ссылаясь на письмо Департамента налоговой и таможенной тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N, обращает внимание на то, что строящееся помещение по адресу: "адрес" не может считаться жилым домом, а является объектом незавершенного строительства, которое лишь после выдачи свидетельства о собственности и получения домовой книги будет признано жилым помещением. При этом жилищная комиссия ЦССИ ФСО России в Пензенской области не располагает компетенцией и полномочиями определять, является ли объект незавершенного строительства жилым, равно как и свидетели, на показания которых суд необоснованно сослался в решении.
Ганькин полагает, что отсутствие какой-либо справки не может являться основанием для отказа в признании нуждающимся в получении жилого помещения, если таковая объективно не может быть представлена военнослужащим и имеются другие данные, свидетельствующие о нуждаемости в жилье, в связи с чем в заключение жалобы делает вывод, что на момент подачи документов в жилищную комиссию были собраны все необходимые документы, свидетельствующие о том, что он и члены его семьи не имели в собственности жилых помещений и он имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, поэтому решение жилищной комиссии является незаконным.
Представителями жилищной комиссии ЦССИ ФСО России в Пензенской области Пазяловым Е.А. и ЦЖК ФСО России Гайдиным Д.Ю. поданы письменные возражения, в которых они, не соглашаясь с приведенными в апелляционной жалобе доводами, просят оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, проверив законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены постановленного по делу решения.
Вопреки утверждению в жалобе, решение Пензенского гарнизонного военного суда от 6 марта 2017 года является законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, а также установленном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 и 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (далее - Правила), для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по установленной форме, к которому прилагаются следующие документы: а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста; б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами; в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления; д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в под. "г" п. 3 Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
По делу установлено, что Ганькин с 1997 года зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес" а его супруга и сын зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, в жилом помещении по адресу: "адрес".
Кроме того, Ганькину на праве собственности принадлежит незавершенный строительством индивидуальный жилой дом (68% готовности), расположенный по адресу: "адрес" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, а также земельный участок 1А по тому же адресу, отнесенный к землям населенных пунктов, площадью 1266 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии ЦССИ ФСО России в Пензенской области при рассмотрении заявления о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, поданного ДД.ММ.ГГГГ Ганькиным, последнему было предложено представить в жилищную комиссию недостающие документы, в том числе копии финансовых лицевых счетов с мест жительства административного истца и членов его семьи за последние 5 лет, а также определить дату и время проведения проверки жилищных условий Ганькина и членов его семьи с расчетом проведения проверки не позднее ДД.ММ.ГГГГ, о чем известить жилищную комиссию по своей готовности в письменной форме.
Однако Ганькин указанные документы либо какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности их получения, в жилищную комиссию не представил, также как и не согласовал дату и время проведения проверки его жилищных условий в рамках полномочий жилищных комиссий по проверке полноты прилагаемых к заявлению документов и достоверности изложенных в них сведений, определенных Положением о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны, утвержденным Приказом ФСО России ДД.ММ.ГГГГ N.
При этом членами жилищной комиссии ЦССИ ФСО России в "адрес" был совершен выезд для проверки жилищных условий административного истца по адресам регистрации по месту жительства Ганькина и членов его семьи, а также по адресу недостроенного объекта, в ходе внешнего осмотра которого было установлено, что к дому подведено электричество и газ, обстановка указывает на постоянное проживание людей в доме. Однако установить соответствие между представленными документами и фактическими условиями проживания жилищной комиссии не удалось в связи с не обеспечением Ганькиным надлежащего доступа членам жилищной комиссии к фактическим местам проживания и регистрации административного истца и членов его семьи.
По истечению установленных жилищной комиссией Ганькину сроков, ДД.ММ.ГГГГ собранный пакет документов был направлен в ЦЖК ФСО России для принятия решения по существу заявления о признании нуждающимся в получении жилого помещения. При этом, вопреки утверждению в жалобе, жилищной комиссией ЦССИ ФСО России в "адрес" не принималось решения о том, что представленные документы подтверждают право административного истца и членов его семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Гонякин В.В. и Шалаев В.А., каждый в отдельности, показали, что Ганькин является их соседом, с 2008 года вместе с семьей фактически проживает в построенном им доме по адресу: "адрес" к которому подведены все необходимые коммуникации (свет, газ, вода, выгребная яма).
В силу ст. 15 ЖК Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан орган местного самоуправления принимает при наличии обращения собственника помещения на основании соответствующего заключения комиссии.
С учетом изложенных обстоятельств, а также того, что по делу отсутствуют доказательства, что с 2006 года (когда было оформлено право собственности на объект незавершенного на 32% строительства) в течение 10 лет административным истцом не было завершено его строительство, при том, что с 2008 года он постоянно проживает в данном доме, а признание помещения жилым и его последующая регистрация носит заявительный характер собственника, в данном случае административного истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Ганькиным не были представлены требуемые документы, подтверждающие его право и право членов его семьи состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, не предоставил возможность произвести проверку его жилищных условий, расценив это как злоупотребление своим правом, в связи с чем отказал в удовлетворении его требований о признании незаконными оспариваемых действий и решений жилищных комиссий ЦССИ ФСО России в Пензенской области и ЦЖК ФСО России.
Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Что касается ссылки Ганькина в апелляционной жалобе на письмо Департамента налоговой и таможенной тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N, то оно касается вопроса предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении объекта незавершенного строительства и на правоотношения по данному делу не влияет.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть является одной из форм жилищного обеспечения граждан.
Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ N (т. 1 л.д. 144), основанием для государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" явились постановление Главы администрации г. Пензы ДД.ММ.ГГГГ N, договор передачи земельного участка в собственность ДД.ММ.ГГГГ N, что свидетельствует о предоставлении Ганькину органом местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома и, соответственно, о его жилищном обеспечении в рамках ЖК Российской Федерации, исключающем возможность нахождения его в дальнейшем на соответствующем учете.
Таким образом, не согласиться с решением гарнизонного военного суда оснований не имеется, а приведенные в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение законность обжалуемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Пензенского гарнизонного военного суда от 6 марта 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Центра специальной связи и информации ФСО России в Пензенской области капитана запаса Ганькина В.В. об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии ФСО России ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Пензе административного истца и членов его семьи составом три человека, а также об оспаривании действий жилищной комиссии Центра специальной связи и информации ФСО России в Пензенской области, связанных с не представлением в Центральную жилищную комиссию ФСО России документов, подтверждающих право административного истца и членов его семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Ганькина В.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.