Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 18 апреля 2017 г. по делу N 33а-91/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Семенова О.М.,
судей: Николаева И.В.,
Клубкова Ю.В.,
при секретаре Масловой О.В., с участием административного истца Старостина М.В., представителя административного ответчика начальника 5 отдела (г. Саратов) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Юсова В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 10 февраля 2017 года, в соответствии с которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Саратовскому гарнизону Центрального военного округа майора юстиции Старостина М.В. об оспаривании действий начальника 5 отдела (г. Саратов) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невнесением в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сведений о наличии права на дополнительную площадь жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Клубкова Ю.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поданных относительно неё возражений, выступления представителя административного ответчика Юсова В.В., подержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца Старостина М.В., просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
Старостин проходит военную службу по контракту в должности старшего следователя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Саратовскому гарнизону Центрального военного округа (далее ВСО по Саратовскому гарнизону).
Решением начальника 5 отдела (г. Саратов) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 5 отдел (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье") от ДД.ММ.ГГГГ N, Старостин принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по месту прохождения военной службы на состав семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ, без учета права на дополнительную общую площадь.
Сообщением начальника 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье" ДД.ММ.ГГГГ Старостину доведено об отсутствии у него основания для приобретения права на дополнительную общую площадь жилого помещения, поскольку избранный им способ реализации своих прав в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", предоставляет такую возможность определенной категории военнослужащих, к числу которых он не относится.
Считая свои права нарушенными, Старостин обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье", связанных с невнесением в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сведений о наличии права на дополнительную площадь жилого помещения, обязать внести в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сведения о наличии у него права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О следственным комитете Российской Федерации".
Саратовский гарнизонный военный суд решением от 10 февраля 2017 года административный иск удовлетворил.
Выражая несогласие с таким решением суда, начальник 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Старостина.
В обоснование апелляционной жалобы начальник 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье" указывает, что суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении требований Старостина, неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и нарушил нормы процессуального и материального права.
Так, по мнению автора жалобы, право военнослужащих на дополнительную жилую площадь закреплено в пункте 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Таким образом, отмечается далее административным ответчиком, приведённая норма, не относит военных следователей (за исключением, имеющим воинское звание "полковник") к лицам, которые имеют право на дополнительную жилую площадь.
В продолжение апелляционной жалобы обращается внимание на положения ст. 40 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", на которую ссылается суд первой инстанции в своём решении, в соответствие с которой обеспечение военных следователей дополнительной жилой площадью, осуществляется при наличии выделенных на эти цели Следственному комитету Российской Федерации средств федерального бюджета.
В заключение жалобы обращается внимание на то, что Старостин избрал способ обеспечения жильём в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" путём обеспечения через жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с указанным нормативным правовым актом права на дополнительную жилую площадь не имеет.
В поданных возражениях административный истец Старостин просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поданных на неё возражений, выслушав объяснения прибывших лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Старостин, являясь военнослужащим военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, на основании решения начальника 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ N принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по месту службы до ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека, в связи с чем он включен в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Министерстве обороны Российской Федерации, без указания в данном реестре сведений о наличии у него права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Из сообщения первого заместителя руководителя Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что у Следственного комитета Российской Федерации не имелось оснований для обеспечения офицеров военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации жилыми помещениями, в том числе с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Из разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", следует, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 12 и 13 п. 1 ст. 15 названного Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Как усматривается из ч. 23 ст. 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты.
На основании ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 4 июня 2016 года N 145-ФЗ) офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", обладают правами, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и настоящим Федеральным законом. По их выбору им предоставляются правовые гарантии и компенсации по основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом или Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с ч. 1 ст. 40 этого же Закона на военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии для военнослужащих, порядок их пенсионного обеспечения, медицинского и иного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 145 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, до 1 января 2017 года завершается исполнение возникших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательств финансово-экономического и социального характера перед военнослужащими органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями.
Из оспариваемого решения жилищного органа следует, что Старостин как военнослужащий, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях. В настоящее время составом семьи 3 человека находится на жилищном учете в Министерстве обороны Российской Федерации. При этом начальником 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье" отказано Старостину в признании за ним права на дополнительную общую площадь жилого помещения при предоставлении жилого помещения, поскольку он не относится к категории военнослужащих, имеющих такое право в соответствии с п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В п. 15 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, определено, что предоставление жилых помещений военнослужащим осуществляется с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В силу п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Таким образом, указанная выше норма закона не относит сотрудников Следственного комитета (за исключением имеющих воинское звание полковник, ему равное и выше) к лицам, которые имеют право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с п.п. 22 и 23 ст. 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" обеспечение сотрудника Следственного комитета жилым помещением осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Следственному комитету, путем предоставления сотруднику служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета. Сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты.
Анализ приведенных выше норм показывает, что обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации дополнительной общей площадью жилого помещения осуществляется при наличии выделенных на эти цели Следственному комитету Российской Федерации средств федерального бюджета и на основании решения Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
В настоящем судебном заседании административный истец пояснил, что с вопросом о выделении денежных средств для предоставления дополнительной общей площади жилого помещения как сотруднику Следственного комитета Российской Федерации, он к Председателю Следственного комитета Российской Федерации не обращался.
Довод административного истца о его нахождении на жилищном учете в качестве сотрудника военных следственных органов, суд апелляционной инстанции находит ошибочным, поскольку документально это не подтверждено.
Довод представителя административного ответчика Юсова В.В. о не привлечении судом первой инстанции в качестве второго административного ответчика, соответствующий орган, в котором исполняет свои обязанности начальник 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье", что является основанием для отмены состоявшегося решения, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным. В данном конкретном случае административным истцом обжаловано письменное сообщение за подписью начальника 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье", которое носит информационный характер и не оформлено соответствующим решением, а поэтому рассмотрению подлежали конкретные действия названного должностного лица.
Вопреки доводам административного истца, по делу установлено, что Старостин состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем в Министерстве обороны Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
На основании изложенного выше окружной военный суд приходит к выводу о том, что право истца на дополнительную общую площадь жилого помещения должно устанавливаться по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 15.1 данного закона как для военнослужащих. С учетом того, что Старостин не относится к категории военнослужащих, имеющих такое право в соответствии с указанной нормой закона, его требование о признании за ним как сотрудником Следственного комитета Российской Федерации льготы на дополнительную жилую площадь в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", связанном с расширением предусмотренного этим законом круга получателей данной льготы, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела, пришел к ошибочному выводу об удовлетворении требования административного истца, неправильно применив нормы материального права, ввиду чего окружной военный суд приходит к мнению о необходимости отмены состоявшегося решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307-308, п. 2 ст. 309 и п. 4 ч. 2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
определил:
решение Саратовского гарнизонного военного суда от 10 февраля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Старостина М.В. об оспаривании действий начальника 5 отдела (г. Саратов) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невнесением в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сведений о наличии права на дополнительную площадь жилого помещения - отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Старостина М.В. об оспаривании действий начальника 5 отдела (г. Саратов) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невнесением в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сведений о наличии права на дополнительную площадь жилого помещения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.