Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,
Судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре Пирмагомедовой Ш.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя истца Расулова Р.А. по доверенности Гурина К.А. к УФСИН России по РД и ФСИН России о признании решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата" (выписка из протокола N) об отказе в принятии Расулова Р.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязании Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Расулова Р.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления и взыскании с УФСИН России по Республике Дагестан в счет компенсации морального вреда "." по апелляционной жалобе представителя ответчика УФСИН России по Республике Дагестан по доверенности Дашдемирова В.В. на решение Кировского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от 13 марта 2017 года, которым постановлено:
"Исковое заявление представителя истца Расулова Р. А. по доверенности Гурина К.А. к УФСИН по РД и ФСИН России удовлетворить частично.
Признать решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата", выписка из протокола N, об отказе в принятии Расулова Р. А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
Обязать Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Расулова Р. А. и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления, то есть с 15.07.2014 г.
В удовлетворения искового заявления представителя истца Расулова Р. А. по доверенности Гурина К.А. к УФСИН по РД в части о взыскании в счет компенсации морального вреда "." рублей, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., выслушав объяснения представителя ФСИН России по доверенности Дашдемирова В.В., просившего решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать, возражения Расулова Р.А. и его представителя по доверенности Кузнецова М.В., просивших решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия,
Установила:
Представитель истца Расулова Р.А. по доверенности Гурин К.А. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по РД и ФСИН России о признании незаконным решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата" (выписка из протокола N), в признании незаконным отказа в принятии Расулова Р.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить Расулова Р.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления и взыскании с УФСИН России по Республике Дагестан в счет компенсации морального вреда "." рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что Расулов Р. А. является сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в настоящее время проходит службу в должности заместителя дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ ИК- N России по Республике Дагестан. На момент подачи рапорта выслуга лет в календарном исчислении составляла более 13 лет, он и члены его семьи имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
15 июля 2014 г. Расулов Р.А. подал в Комиссию УФСИН России по Республике Дагестан рапорт о постановке его на учет для получения единовременной выплаты с приложением документов, указанных в п. 5 Правил.
Согласно выписке из протокола N от "дата" Комиссией ФСИН России в постановке на учет для предоставления единовременной выплаты ему и членам его семьи отказано в связи с тем, что отсутствуют обязательные документы, предусмотренные п. 5 Правил, не указаны даты регистрации детей ( М. и Н.).
В ходе заседания Комиссией ФСИН России установлено, что Расулов Р.А. с 08 декабря 1998 г., его супруга - с 2002 по 2006 гг. зарегистрированы по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район, с. Новокули.
Супруга с сыном временно зарегистрированы с 2014 - 2015 гг. по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район, с. Новокули. При этом, Комиссия ФСИН России делает вывод, что истец не представил информацию за последние 5 лет.
Согласно выписке из протокола N от "дата", все документы, предусмотренные п. 5 Правил (выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту проживания (заменяющие их документы, документы, подтверждающие невозможность их получения), документы, подтверждающие наличие (отсутствие) в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений и т.д.), представлены.
Исходя из нормативных правовых документов, регулирующих вопросы предоставления единовременной выплаты и постановки на учет для получения такой выплаты, можно утверждать, что законодатель не ставит предоставление сотруднику единовременной выплаты в зависимость от наличия у него и членов его семьи информации о постоянной (временной) регистрации, полноты предоставленных документов.
При определении нуждаемости в предоставлении социальной выплаты учитывается исключительно фактическая обеспеченность семьи сотрудника общей площадью жилого помещения на одного члена семьи.
Необходимость предоставления сотрудником и членами его семьи выписок из домовой книги и копий финансовых лицевых счетов с мест жительства за последние 5 лет до подачи заявления связана, прежде всего, с необходимостью установить, имело ли место совершение сотрудником и членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, совершенных с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты (ч. 8 ст. 4 Федерального закона и п. 12 Правил).
Порядок регистрации граждан, включая "." лиц, по месту жительства определяется Приказом ФМС России N 288 от 11 сентября 2012 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ".
Кроме того, данная сфера деятельности и правового регулирования, касающаяся прописки граждан, затрагивается и в нормах российского Гражданского кодекса.
В частности, ст. 20 Гражданского кодекса устанавливает, что местожительство ".", не достигших 14-летия, определяется по местожительству их законных представителей в данном случае - родителей. Данное положение Гражданского кодекса означает, что малолетние (не достигшие 14-летия) дети и подростки могут быть зарегистрированы в жилом помещении только там, где зарегистрированы на постоянной основе и постоянно проживают их родители (один родитель) либо усыновитель(и), либо опекун(ы).
Когда ребенок достигнет указанного возраста, а именно 14-летия, допускается его регистрация отдельно от родителей, к примеру, у бабушки, дедушки, иных родственников, владеющих жильем.
Ни один из детей истца до настоящего времени не достиг 14-летия. И в связи с этим можно утверждать, что жилые помещений, в которых за ним могло быть ранее закреплено право пользования, отсутствуют. Соответственно, действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты (ч. 8 ст. 4 Федерального закона), ими не производились.
Комиссией ФСИН России установлено совместное проживание истца и членов его семьи, не подвергается сомнению и тот факт, что жилые помещения на праве собственности у них отсутствуют.
Кроме того, нуждаемость Расулова Р.А. и членов его семьи в предоставлении единовременной выплаты, как следует из выписки из протокола N от "дата", была установлена и под сомнение не ставилась.
В соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов УИС по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС единовременной выплаты, установленном приказом ФСИН России от 29 августа 2013 N 496 (далее - Порядок), 30 декабря 2013 на заседании Подкомиссии УФСИН России по Республике Дагестан был рассмотрен представленный истцом пакет документов.
В соответствии с Порядком была осуществлена проверка сведений, содержащихся в документах, и установлено соответствие представленных документов для получения единовременной выплаты перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления. По результатам рассмотрения принято решение о направлении во ФСИН России заявления (рапорта) и документов в соответствии с Правилами и Порядком и ходатайствовать о постановке его на учет.
Тем самым, обязанность по проверке полноты и содержанию документов лежит на подкомиссии УФСИН России по Республике Дагестан, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Но в постановке на учет для предоставления единовременной выплаты, было отказано по п. 5 Правил, так как у истца отсутствуют обязательные документы.
И, получив отказ, который считает, необоснованным и незаконным, истец испытал нравственные страдания, выразившиеся в нарушении сна и аппетита, подавленном настроении и раздражительности, данные обстоятельства негативно отразились на общем самочувствии истца, а также в межличностных отношениях, как на работе, так и в семье.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УФСИН России по РД Дашдемиров В.В. просит отменить решение суда, как незаконное, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 30 декабря 2012 г. N283 - ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее -единовременная социальная выплата).
Согласно п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 (далее - Правила).
15 июля 2014 года Расулов Р.А., обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Дагестан с рапортом о постановке его на учет, для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Решением комиссии ФСИН России протокол от "дата" N Расулову Р. А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
Из материалов дела следует, что Расулов Р.А. с 08 декабря 1998 г. по настоящее время, сыновья заявителя Н. "." г.р. и М. "дата" г.р. зарегистрированы (дата регистрации не указана) по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район, с. Новокули.
Его супруга в период с 2002 г. по 25 июля 2006 г., была постоянно зарегистрирована по тому же адресу. На момент подачи заявления супруга заявителя вместе с сыном была временно зарегистрирована по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Акушинского, Научный городок, "адрес" квартире с общей площадью "." кв.м.
В соответствии с п. 5 Правил, в целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются.
Подпунктом "з" пункта 5 Правил предусмотрена необходимость предоставления в комиссию вместе с заявлением выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
При принятии решения о постановке на учет для получения ЕСВ Расулова Р. Комиссией ФСИН России установлено, что заявителем не исполнены в полном объеме вышеуказанные требования. То обстоятельство, что истцом, не представлены выписки из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с места жительства своих "." детей до их регистрации по месту жительства заявителя, учитывая, что дата регистрации детей не указана, имели существенное значение для принятия решения.
Также, каких- либо дополнительных доказательств того, что дети заявителя действительно зарегистрированы по указанному месту жительства заблаговременно (с момента рождения, или за 5 лет до подачи заявления о постановке на учет) Расуловым Р.А. в комиссию ФСИН России представлено не было, хотя такая возможность у него имелась.
Так, в соответствии с приказом ФМС России от 11 сентября 2012 N288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" после принятия решения о регистрации по месту жительства сотрудник органа регистрационного учета в течение рабочего дня вносит сведения о гражданине в автоматизированную базу данных ФМС России.
В паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, вносится отметка о регистрации по месту жительства (лицу, не достигшему 14-летнего возраста, оформляется свидетельство о регистрации по месту жительства по форме N8), после чего оригиналы документов передаются гражданину, а карточка регистрации по месту жительства и поквартирная карточка возвращаются лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, для помещения в соответствующие картотеки.
Из представленного на рассмотрение пакета документов невозможно установить полные сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении (дата регистрации).
Комиссия ФСИН России правомерно пришла к выводу об отказе в постановке Расулова Р.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
Таким образом, при вынесении решения суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, что является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Установив, что истец имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, суд первой инстанции приходит к выводу, что Расулов Р.А. относится к категории сотрудников ОВД РФ, имеющих право на ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного п.3 ст. 4 Федерального закона, и, что ему в постановке на учет для получения ЕСВ отказано, необоснованно.
Однако, суд при вынесении решения не учёл то обстоятельство, что заявителем, при подаче заявления о постановке на учет для получения ЕСВ не исполнены в полном объеме требования предусмотренные пунктом 5 Правил.
Таким образом, в решении суда первой инстанции на лицо несоответствие выводов, обстоятельствам дела, что также является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 указано, что принятие решения о постановке на учет возложено на Комиссию ФСИН России.
Обязывая комиссию ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Расуловым Р.А., суд заменил собою работу самой комиссии, на которую возложены функции по постановке на учет для получения ЕСВ.
Таким образом, суд не применил закон, подлежащий применению, что является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, комиссия ФСИН России не лишила права Расулова Р.А. на повторное обращение в комиссию для постановки на учет для получения ЕСВ с учетом
устраненных недостатков и в строгом соответствии с п. 5 Постановления
Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции принимал доказательства, представленные истцом в суд, однако данные доказательства не были представлены в Комиссию и Комиссия не могла дать по данным документам правовую оценку.
Тем самым, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, что является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пунктц 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в частности:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет.
О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Как установлено судом, и данный факт сторонами не оспаривается, истец, как сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах более 13 лет (на 15 июля 2014г.) в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, согласно правил ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 02.07.2013г., с изм. от 02.12.2013) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что также подтверждается выпиской из протокола ФСИН России N от 18.02.2016г. и выпиской из протокола заседания комиссии УФСИН России по РД (л.д. 17-18, 103).
15 июля 2014 г. истец обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением, в котором указал сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи: супруга Расулова (К.) М. К., "дата" года рождения и трое детей: Расулов З. Р., "дата" года рождения (ребенок-инвалид), Расулов М. Р., "дата" года рождения, Расулов Н. Р., "дата" года рождения, что подтверждается книгой учета NН от "дата"г., рапортом Расулова Р.А., справкой от "дата" "О принятии у него документов, необходимых при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения социальной выплаты", выданной секретарем Комиссии УФСИН России по Республике Дагестан и выпиской из протокола ФСИН России от "дата"г.
Судом также установлено и подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии УФСИН России по РД соответствующий рапорт о постановке Расулова Р. А. на учет для получения единовременной выплаты с приложением документов, указанных в п. 5 Правил, Комиссией УФСИН России по Республике Дагестан, комиссией решено направить пакет документов Расулова Р. А. в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно выписке из протокола N от "дата"г. (через 19 месяцев) комиссией ФСИН России отказано истцу в постановке на учет для предоставления единовременной выплаты ему и членам его семьи, ссылаясь на то, что у Расулова Р.А. отсутствуют обязательные документы, предусмотренные п. 5 Правил.
Между тем, как усматривается из материалов дела, комиссией ФСИН России не указано какие именно обязательные документы отсутствуют.
В то же время Комиссией установлено, что Заявитель с 08 декабря 1998 по настоящее время постоянно зарегистрирован, супруга в период с 2002 по 25 июля 2006 была зарегистрирована по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район, с.Новокули, супруга с сыном З. "." г.р. временно с 15 июля 2014 по 15 июля 2015 зарегистрированы по адресу: РД, Новолакский район, с.Новокули. Представлена выписка из похозяйственней книги, согласно которой собственником является Шейхгасанова П.А. (родственник, степень родства не определена), общая площадь "." кв.м., внесено в книгу "." человек.
Представлена справка об отсутствии лицевого счета. Супруга с сыном З. с 31 июля 2006 г. постоянно зарегистрированы по адресу: РД, г.Махачкала, ул. Акушинского Научный городок, "адрес". Представлена выписка из домовой книги, лицевой счет. Общая площадь "." кв.м. Собственником является отец супруги заявителя К. К. М ... Постоянно зарегистрировано "." человек. Справки БТИ представлены.
В суде апелляционной инстанции факт постановки на регистрационный учет супруги с старшим сыном в г. Махачкале, истец объяснил тем, что сын имеет инвалидность, после кардиологической операции постоянно нуждается в наблюдении врачей, что в сельской местности является очень затруднительным.
Выписки ЕГРП представлены на имеющиеся (имевшиеся) объекты недвижимого имущества, с учетом предыдущей фамилии супруги заявителя, за период с 1999 по 14 апреля 2014 гг. (рапорт подан 15 июля 2014 г.).
Уведомления содержат информацию, представленную всеми территориальными органами Росреестра.
Кроме того, Комиссией ФСИН России установлено и подтверждается выписками из ЕГРП, приложенными к материалам дела, за Расуловым Р.А. и членами его семьи отсутствуют зарегистрированные объекты недвижимости.
При этом, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, собственником жилого дома N N общей площадью "." кв.м., по адресу: Республика Дагестан, Новолакский район, с. Новокули, ул. Садовая, "." является Шейхгасанова П. А., другая степень родства, что также подтверждается выпиской из похозяйственной книги N от "дата"г. и справками МО "сельсовет Новокулинский" от "дата"г.
По указанному адресу зарегистрированы Шейхгасанова П. А., Расулов З. Р., Расулов М. Р., Расулов Н. Р., Расулов Р. А., Расулова М. К. (л.д. 88,91,92).
Также, согласно справкам Администрации МО СП "Сельсовет Новокулинский" Новокулинского района, дети истца: Расулов М. Р., "дата" года рождения, Расулов Н. Р., "дата" года рождения с момента рождения и по настоящее время зарегистрированы по адресу: Республика Дагестан, Новокулинский район, с. Новокули.
Таким образом, истцом были представлены документы с места жительства его и членов его семьи за последние 5 лет перед обращением с заявлением о постановке, как того требует пп. "з" п. 5 Правил N 369.
Кроме того, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд верно указал, что проживание "." детей по месту жительства родителей, подразумевается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства ".", не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Регистрация по месту жительства не определяет права на жилое помещение, а выступает лишь обязательной формой учета места жительства или временного пребывания гражданина. Это вытекает из положений ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1998 г. N 4-П, сам по себе факт регистрации не порождает для гражданина каких-либо жилищных прав и обязанностей.
Кроме этого, Постановление Правительства РФ N 369 от 24.04.2013 г., которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам и которые применяются с 01 января 2013 г., расширительно трактует норму о регистрации и в п.5 пп. "б", говорится о том, что сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи могут иметь постоянную регистрацию, отличную от места проживания либо вообще не иметь таковой.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что представленные истцом документы с учетом закрепленных в Федеральном законе от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ условий для получения единовременной социальной выплаты позволяли компетентному органу рассмотреть вопрос о постановке истца на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а отказ в такой постановке является не законным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не были представлены все необходимые документы, подлежат отклонению ввиду их необоснованности, поскольку основаны на неправильном толковании закона и не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Доводы жалобы о том, что истцом не были представлены выписки из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с места жительства "." детей до их регистрации по месту жительства истца при отсутствии регистрации детей, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу вышеизложенного, не являются основанием для отказа в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Суд первой инстанции правильно применил нормы права, установилвсе необходимые для разрешения дела обстоятельства с надлежащей их оценкой. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных материалах дела.
Разрешая спор, судом также учтено, что истец жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности на территории Российской Федерации и занимаемых по договору социального найма, не имеет, в связи с чем, сделан вывод о том, что ответчик ФСКН России своим отказом нарушил права и законные интересы истца на получение единовременной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования.
Доводы апелляционной жалобы, которые по своему существу сводятся к обоснованию возражений относительно заявленных требований, и направленные на переоценку исследованных судом первой инстанции обстоятельств, подлежат отклонению как необоснованные.
Каких-либо иных правовых доводов, влекущих отмену или изменение решения, в жалобе не приведено.
Решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм материального или процессуального права при его вынесении не допущено. Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, Судебная коллегия,
Определила:
решение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика УФСИН России по Республике Дагестан по доверенности Дашдемирова В.В.-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.