Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,
Судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре Пирмагомедовой Ш.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эдильбаевой Т.И. к Управлению ОПФР по РД в г.Хасавюрт о признании незаконным решения от "дата"г. и обязании назначить досрочную трудовую пенсию, по апелляционной жалобе ответчика начальник управления ОПФР по РД в г.Хасавюрт Ахмедханова М.А. на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 24 января 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Эдильбаевой Т. И. удовлетворить.
Признать решение Управления ОПФР по РД в г.Хасавюрт от "дата"г. незаконным.
Обязать Управление ОПФР по РД в г.Хасавюрт назначить Эдильбаевой Т. И. с 14 сентября 2016 года досрочную трудовую пенсию, включив в специальный стаж период с 19 сентября 1990г. по 01 марта 1992г. и с 12 сентября 1997г. по 20 февраля 2000г..
Взыскать с Управления ОПФР по РД в г.Хасавюрт в пользу Эдильбаевой Т. И. уплаченную ею при обращении в суд госпошлину в доход государства в сумме "." рублей".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., выслушав возражения Эдильбаевой Т.И., просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия,
Установила:
Эдильбаева Т.И. обратилась в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с иском к Управлению Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г. Хасавюрт (далее - Пенсионный фонд) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии от "дата"г., обязании зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы с 19 сентября 1990г. по 01 марта 1992г. и с 12 сентября 1997г. по 20 февраля 2000г. и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный фонд, то есть с 14 сентября 2016 года.
В обоснование заявленного требования указала, что 14 сентября 2016 года обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с 25-летним осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (независимо от возраста).
Решением N от "дата" пенсионный орган бесспорно принял к зачету только 21 год 6 месяцев 6 дней, в назначении досрочной трудовой пенсии отказал за отсутствием требуемого стажа.
Из педагогической деятельности исключены периоды работы с 19 сентября 1990г. по 01 марта 1992г. в должности мастера производственного обучения Хасавюртовского горторга, и с 12 сентября 1997г. по 20 февраля 2000г. работа в должности "куратор-воспитатель", ссылаясь на то, что наименование организации и должностей не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781.
Истец с таким решением не согласилась, поскольку, по мнению истца, пенсионный фонд не зачёл в стаж педагогической деятельности период ее работы с 19 сентября 1990г. по 01 марта 1992г. по причине отсутствия в записи трудовой книжки указания на то, что она была принята на работу мастером производственного обучения в Хасавюртовский горторг и сразу направлена на работу в Межшкольный учебно-производственный комбинат.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик начальник управления ОПФР по РД в г.Хасавюрт Ахмедханов М.А. просит отменить решение суда, как незаконное, по следующим основаниям.
В ст. 30 N 400-ФЗ названы категории работников, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии. В частности, это касается педагогических работников.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При назначении досрочной пенсии педагогически
работники должны не только выработать необходимый стаж, но и
трудиться на определенных должностях (в учреждениях). Это следует из
ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ. Там же сказано, что списки работ,
производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с ч.1 ст. 30, а также правила исчисления
периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством РФ.
В настоящее время согласно пп. "м" п. 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781 (далее - Список)
Из трудового стажа истца исключены следующие периоды работы:
1. 19.09.1990г. по 01.03.1992г. мастер производственного обучения Хасавюртовского ГТО, так как данная организация отсутствует в списке "Наименование учреждений" Постановление N781 от 29.10.2002г;
2. 12.09.1997г. по 20.02.2000г. - куратор воспитатель ХМЛ, так как должность куратор воспитатель не входит в список "Наименование учреждений" Постановление N781 от 29.10.2002г.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть
подтверждены определенными средствами доказывания, не могут
подтверждаться никакими другими доказательствами. ( ст.60 ГПК РФ).
Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (ч.3 ст.1 ГПК).
Поэтому при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания суду следует руководствоваться положениями, ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Суд при вынесении решения неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
Согласно ст.330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
При таких обстоятельствах ГУ- ОПФР по РД в г. Хасавюрт считает, что решение Хасавюртовского городского суда РД от 24 января 2017г. вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, руководствуясь ст.321,322 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела Эдильбаева Т.С. в период с 19 сентября 1990г. по 01 марта 1992г. работала мастером производственного обучения Хасавюртовском межшкольном учебно-производственном комбинате.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, на основании постановления горисполкома N от "дата", приказа МП ДАССР N от "дата" и приказа по Хасавюртовскому гороно в городе Хасавюрте был открыт учебно-производственный комбинат (УПК) с 1 октября 1979 года с охватом обучением учащихся 9-10 классов всех школ города по 11 профилям (л.д.16).
Включению в стаж для назначения досрочной пенсии отказано, ссылаясь на то, что данная организация отсутствует в разделе "Наименование учреждений" списков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002года.
Между тем, Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР N 463 от 06 сентября 1991 г., а также Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1067 от 22 сентября 1999 г., и действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от "дата" N 781 в разделе "Наименование учреждений" в качестве учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии указан "межшкольный учебно-производственный комбинат трудовой и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат)"; разделом "наименование должностей" предусмотрена должность - "мастер производственного обучения", "преподаватель".
Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения досрочной пенсии в специальный стаж педагогической деятельности засчитывается также работа в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет), перечисленных в указанном пункте, в том числе учебно-производственный комбинат и межшкольных учебно-производственных комбинатах трудовой и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат).
Постановлением Совета Министров СССР N 662 от 23 августа 1974 г. "Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся" определены основные задачи межшкольных учебно-производственных комбинатов.
На работающих в межшкольных учебно-производственных комбинатах педагогических работников распространялись льготы, в том числе и пенсионного обеспечения, предусмотренные для учителей общеобразовательных школ, порядок зачета в стаж педагогической работы времени их работы на предприятиях, в учреждениях и организацией по специальности, предусмотренной для учителей труда общеобразовательных учреждений (пункт 4 Постановления Совета Министров СССР от 23 августа 1974 N 662).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11 декабря 2012 года N30 при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Отказывая во включении в стаж для назначения досрочной пенсии период работы с 12 сентября 1997г. по 20 февраля 2000г. в качестве куратора- воспитателя ХМЛ, ответчик сослался на то, что должность куратор- воспитатель не входит в список "Наименование учреждений" Постановление N781 от 29 октября 2002г.
В тоже время, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела то, что на Эдильбаеву Т.И., будучи преподавателем по рыночной экономике, дополнительно возложены обязанности куратора-воспитателя, что также подтверждается и Актом проверки, составленным сотрудниками Пенсионного фонда (л.д. 23).
При этом, согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г., периоды работы, выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Поскольку спорный период работы истца на педагогической должности имел место до 1 сентября 2000 г., следовательно, данный период засчитывается в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной) нагрузки.
Удовлетворяя исковые требования о включении в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, суд правомерно исходил из того, что оспариваемые периоды работы истицы связаны с осуществлением педагогической деятельности и подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Установив, что на момент обращения в Пенсионный фонд с учетом подлежащих включению по решению суда спорных периодов работы, истец имел требуемый специальный стаж, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных Эдильбаевой Т.И. требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику с даты ее обращения, то есть с 14 сентября 2016 года.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст.67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в связи с чем оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 24 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Хасавюрт Республики Дагестан Ахмедханова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.