Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Кавуновой В.В., Костогладовой О.Г.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" решение Центрального районного суда Алтайского края от 15 декабря 2016 года по делу
по иску прокурора города Барнаула в интересах А.А.А., А.В.Р. к КГКУ "Региональное жилищное управление" о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокуратурой "адрес" проведена проверка по жалобе А.В.Р. на нарушение жилищных прав. Установлено, что сын А.А.А. - А.В.Р. является ребенком - инвалидом, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГ. А.В.Р. страдает заболеванием, которое относится к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, имеет право на дополнительную площадь. А зарегистрированы и проживают в квартире по адресу "адрес", общей площадью "данные изъяты"., которая принадлежит М.Н.И., членами семьи собственника жилого помещения не являются, собственного жилья не имеют. В соответствии с выпиской из домовой книги по адресу: "адрес" зарегистрированы 10 человек, в том числе лица, не являющиеся членами семьи А. Постановлением комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ А.А.А. с составом семьи 3 человека (супруг А.Р.Р., сын А.В.Р.) поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов.
Поскольку до настоящего времени А жилым помещением не обеспечены, прокурор в их интересах обратился в суд с учетом уточнения исковых требований просил признать право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма за А.А.А., А.В.Р., обязать КГКУ "Региональное жилищное управление" вне очереди предоставить А.А.А., А.В.Р. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее "данные изъяты". в границах муниципального образования - "адрес".
В судебном заседании прокурор Я.А.В., истец А.А.А. на требованиях настаивали по доводам и основаниям, изложенным в иске. А.А.А. пояснила, что ее семья проживает в квартире матери, кроме них в квартире проживает мать, две старшие сестры и их дети, все проживают в разных комнатах, кухня общая.
Представитель ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" П.Т.О. возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 декабря 2016 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано за А.В.Р. право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
На краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление" возложена обязанность не позднее шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить по договору социального найма А.В.Р., действующему через своего законного представителя мать А.А.А., вне очереди благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилое помещение в границах муниципального образования "адрес" общей площадью в размере не менее "данные изъяты", если оно представляет собой однокомнатную квартиру - общей площадью не менее "данные изъяты".
В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
С решением суда не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе представитель ответчик просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении спора судом не было учтено, что истцом не представлены доказательства проживания в квартире нескольких семей, в том числе семьи истцов.
Не учел суд, что, поскольку отсутствует нормативный правовой акт, в котором бы была закреплена обязанность государства по обеспечению инвалидов жилым помещением вне зависимости от его имущественного положения, постольку с ДД.ММ.ГГ инвалиды имеет право на обеспечение жильем только в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, т.е. только при условии признания их малоимущими.
Не принял суд во внимание, что предоставление инвалиду дополнительной жилой площади разрешается субъектом, принимающим такое решение в зависимости от конкретных обстоятельств, и не является для инвалида предопределенным.
В суде апелляционной инстанции процессуальный и материальный истцы возражали против удовлетворения жалобы. При этом А.А.А. пояснила, что ее семья не имеет другого жилого помещения, доходами семьи являются пенсия на ребенка инвалида и пособие по его уходу.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность принятого решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что А.А.А., А.Р.Р. являются родителями несовершеннолетнего А.В.Р., ДД.ММ.ГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГ.
Согласно выписке из домовой книги А.А.А., А.В.Р., А.Р.Р. зарегистрированы по адресу: "адрес", Также по данному адресу зарегистрированы: П.Н.И., М.И.А., П.А.А., П.К.В., М.А.С., М.М.С., Ч.А.А..
А.В.Р., ДД.ММ.ГГ г.р., имеет заболевание, относящееся к утвержденному постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817 Перечню заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, код заболевания по ***, что подтверждается заключением врачебной комиссии КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница им. Ю.К. Эрдмана" от ДД.ММ.ГГ ***.
Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** молодая семья А.А.А. в составе 3 человек: заявитель, супруг А.Р.Р., сын А.В.Р. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет среди инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов.
По сведениям Управления Росреестра по Алтайскому краю, в настоящее время А.А.А., А.В.Р. жилых помещений, земельных участков в собственности не имеют.
Суд первой инстанции, рассматривая настоящий спор, руководствуясь положениями ст.59 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пришел к выводу, что несовершеннолетний А.В.Р., исходя из его заболевания, нуждаемости в улучшении жилищных условий, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма из государственного жилищного фонда.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17).
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть третья).
В соответствии с п. п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Действующий на территории Алтайского края Закон от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" в редакции с 01 января 2013 года не содержит прямого указания на обеспечение жилыми помещениями инвалидов. До 1 января 2013 года указанная категория граждан (инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов), относилась к иным категориям, указанным в п.5 ч.2 ст.5 Закона N136-ЗС.
Вместе с тем, законом Алтайского края N100-ЗС от 18 декабря 2014 года "О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в ведомственную структуру расходов краевого бюджета включены, в том числе расходы на обеспечение жильем инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу ст.4 Закона Алтайского края органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона, независимо от признания их малоимущими.
Порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края определен законом Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС.
Согласно ст.7 указанного закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из времени постановки на учет, за исключением граждан, указанных в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.
Частью второй ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право на внеочередное предоставление жилого помещения для граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне.
Оценка в совокупности и взаимной связи действующего законодательства Российской Федерации и Алтайского края позволила суду первой инстанции сделать вывод, что спорная категория граждан имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Алтайского края вне зависимости от их имущественного положения, в связи с чем довод апелляционной жалобы об обратном во внимание не принимается.
Кроме того, суду апелляционной инстанции материальным истом представлены доказательства тяжелого материального положения и обращения в орган местного самоуправления с заявлением о признании семьи малоимущей.
Не может судебная коллегия согласиться с доводом жалобы ответчика о том, что у ответчика отсутствует обязанность, а имеется только право по предоставлению инвалиду дополнительной жилой площади.
Апеллянтом допускается неверное толкование норм прав, предоставляющих право указанной категории лиц на дополнительную жилую площадь.
Постановлением Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г. утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).
Указанная норма регламентирует не право предоставляющего субъекта определить - нуждается ли инвалид в дополнительной площади, а указывает на возможность увеличения предельных размеров предоставляемой жилой площади с учетом того, что нормы предоставления, в том числе дополнительной площади, устанавливаются органами субъекта федерации и местного самоуправления.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрения дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводов суда первой инстанции. Доводы жалобы направлены на иное толкование закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.