Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Алешко О.Б., Белодеденко И.Г.
при секретаре Рудь Т.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Десятова С. Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Десятов С.Е. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "адрес" Алтайского края о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГ обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации". Истцу отказано в назначении трудовой пенсии, в связи с тем, что в льготный стаж не включены периоды работы в должности воспитателя руководителя кружка художественной самодеятельности в пионерском лагере с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; в качестве руководителя коллектива в пионерском лагере "Ландыш" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; в качестве воспитателя с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в поездке Ярославль - Кострома с детским коллективом; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве руководителя группы в связи с выездом с детским коллективом в Горный Алтай по маршруту 501. Считает данное решение незаконным и необоснованным, в связи с чем, просит включить в стаж вышеуказанные периоды работы, обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения с ДД.ММ.ГГ.
Уточнив требования, истец в окончательном варианте просил признать решения об отказе в установлении пенсии, принятые УПФР в "адрес" Алтайского края: *** п.6 от ДД.ММ.ГГ, *** п. 1.10 от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ незаконными. Обязать ответчика включить в специальный стаж дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды работы: в должности воспитателя руководителя кружка художественной самодеятельности в пионерском лагере с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; в качестве руководителя коллектива в пионерском лагере "Ландыш" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; качестве воспитателя с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; в поездке "Ярославль - Кострома" с детским коллективом; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве руководителя группы в связи с выездом с детским коллективом в Горный Алтай по маршруту 501; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работа в МДОУ Центр развития ребенка-"Детский сад ***"; период срочной службы в Советский армии по призыву с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения с ДД.ММ.ГГ.
В судебном заседании истец настаивал на включении в стаж периода срочной службы в Советской армии по призыву, о включении в льготный стаж остальных периодов не настаивал.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменной отзыве.
Решением Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ постановлено:
Исковые требования Десятова С.Е. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" Алтайского края включить Десятову С. Е. календарно в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период действительной военной службы в составе Вооруженных Сил С. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "адрес" Алтайского края назначить Десятову С. Е. досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" Алтайского края просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Десятову С.Е. с полном объеме, ссылаясь на допущенные судом существенные нарушения норм материального права.
В обоснование жалобы указано, что судом при включении в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил С. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ неправомерно применены нормы Постановления Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ ***, отмененного с ДД.ММ.ГГ, так как истец на дату его отмены не выработал требуемый специальный стаж. Кроме того, судом нарушен порядок последовательности применения норм пенсионного законодательства. В случае применения Постановления ***, подлежат исключению из стажа истца периоды работы по совместительству, поскольку их зачет данным Постановлением не предусмотрен, что, по мнению заявителя, приведет к уменьшению специального стажа истца и отсутствию права на досрочное назначение пенсии.
В суде апелляционной инстанции истец полагал решение суда является законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Выслушав лицо, явившееся в заседание суда апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, разрешая дело с учетом требований части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичная норма содержится в действующем в настоящее время Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 19 части первой статьи 30).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2011 года N 173-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Десятов С.Е. обратился в УПФР в "адрес" с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением УПФР в "адрес" *** п. 6.2 от ДД.ММ.ГГ истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" из-за отсутствия требуемого специального стажа.
По представленным документам специальный стаж Десятова С.Е. в связи с осуществлением педагогической деятельности составляет 22 года 10 месяцев 3 дня.
ДД.ММ.ГГ Десятов С.Е. вновь обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением ответчика от *** п.1.10 от ДД.ММ.ГГ истцу отказано в зачете ряда периодов работы, в том числе спорных, по основаниям, аналогичным указанных в отзыве ответчика. По представленным документам специальный стаж Десятова С.Е. в связи с осуществлением педагогической деятельности составляет - 23 года 5 месяцев.
Не согласившись с указанными решениями пенсионного органа, Десятов С.Е. обратился в суд.
Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ оставленным без изменения апелляционным определением "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГ исковые требования Десятова С.Е., удовлетворены в части. Возложена обязанность на Управление пенсионного фонда РФ "адрес" (государственное учреждение) включить в специальный стаж Десятова С.Е. в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" периоды работы в качестве музыкального руководителя в детском саду N 167 (Муниципальном дошкольном образовательном учреждении N 167 "Веселинка") с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, назначить Десятову С. Е. досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Президиума "адрес" от ДД.ММ.ГГ решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ исковые требования Десятова С.Е. - удовлетворены в части. Возложена обязанность на Управление пенсионного фонда РФ "адрес" (государственное учреждение) включить в специальный стаж Десятова С.Е. в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" периодов работы в детском саду *** (Муниципальном дошкольном образовательном учреждении *** "Веселинка") в качестве музыкального руководителя с ДД.ММ.ГГ по 09.01.1994г., с ДД.ММ.ГГ по 31.08.1994г., с ДД.ММ.ГГ по 31.12.1998г., с ДД.ММ.ГГ по 13.07.1999г., с ДД.ММ.ГГ по 31.08.1999г. В остальной части иска - отказано.
ДД.ММ.ГГ Десятов С.Е. обратился в УПФР в "адрес" с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в "адрес" ***.2.2 от ДД.ММ.ГГ отказано Десятову С.Е. в назначении страховой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа.
По представленным документам специальный стаж Десятова С.Е. в свиязи с осуществлением педагогической деятельности составляет 24 года 9 месяцев 24 дня.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Десятов С.Е. ссылалась на то, что у нее имеется необходимый 25-летний стаж, настаивал на включении в специальный стаж периода действительной военной службы в составе Вооруженных Сил С. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, на требованиях о включении в льготный стаж остальных периодов, заявленных в уточненном исковом заявлении, не настаивал.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж истца период действительной военной службы в составе Вооруженных Сил С. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
При этом исходил из того, что действовавшее в этот период пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
С указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, соответствующие доводы апелляционной жалобы находит заслуживающими внимания в силу следующего.
Действительно, в период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах С. по призыву с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ ***, пп. "г" п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил С..
Между тем, удовлетворяя требования истца в части включения период службы в армии в специальный стаж, судом не учтено следующее.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В подпункте "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 для исчисления периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Таким образом, данное Постановление закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.
Из изложенного следует, что при оценке пенсионных прав за какой-либо конкретный период необходимо руководствоваться пенсионным законодательством либо ныне действующим, либо действовавшим во время выполнения работ.
При этом одновременное применение к одному периоду работы норм, имеющих юридическую силу в разное время, приводит к неверному применению закона.
Как следует из материалов дела, при подсчете специального стажа истца в период до 1999 года, пенсионным органом, учитывая положения п. 3 Правил N 1067, применялись Правила, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 N 463, в связи с чем в специальный стаж истца были включены периоды работы по совместительству.
При этом, указанным Постановлением, подлежащим применению к спорным правоотношениям, включение периода прохождения военной службы в специальный стаж работы не предусматривалось.
Применив Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 в качестве основания для включения в специальный стаж периода прохождения военной службы, судом первой инстанции нарушена последовательность применения пенсионного законодательства.
Оценивая изложенное, судебная коллегия находит решение суда в части возложения на ответчика обязанности зачесть период действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 12.11.1981 по 27.05.1983 необоснованным и подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в иске в этой части.
Поскольку у истца отсутствует специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, правовых оснований для удовлетворения ее требований о назначении досрочной пенсии у суда не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить и принять новое решение.
Исковые требования Десятова С. Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании права на досрочное назначение пенсии по старости оставить без удовлетворения в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.