Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Силкиной Елены Викторовны на постановление судьи Алейского городского суда Алтайского края от 24 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, которым
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", юридический адрес: "адрес"
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 85 000 (восемьдесят пять тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении ***/ЮЛ от 08 февраля 2017 года, составленному старшим государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Гришиным Е.А., в период с 00 час. 00 мин. до 24 час. 00 мин. 16 ноября 2016 года, 24 ноября 2016 года, 30 ноября 2016 года, 21 декабря 2016 года, 27 декабря 2016 года, 30 декабря 2016 года, 01 января 2017 года, 02 января 2017 года, 03 января 2017 года, 06 января 2017 года, 07 января 2017 года, 13 января 2017 года, 16 января 2017 года, 18 января 2017 года, 23 января 2017 года на железнодорожном пути необщего пользования *** войсковой части ***, примыкающей к железнодорожной станции Алейская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", эксплуатационный участок *** "Алейский" АО "ГУ ЖКХ" (адрес: "адрес") АО "ГУ ЖКХ", действующим в качестве грузоотправителя/грузополучателя, осуществлена деятельность, не связанная с извлечением прибыли в области транспорта без лицензии на вид деятельности "погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте", а именно - в период с 16 ноября 2016 года по 23 января 2017 года выполнены работы по разгрузке 84 вагонов с опасными грузами (мазут с температурой вспышки более 100 градусов, аварийная карточка 906, номер ООН 3082, вещество жидкое, опасное для окружающей среды). Данная деятельность осуществлялась с нарушением подпункта 27 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) - в отсутствие лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами.
Указанное деяние квалифицировано по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как осуществление деятельности не связанной с получением прибыли без специального разрешения (лицензии).
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, защитник Общества Силкина Е.В. просит изменить постановление судьи, признав вменяемое Обществу правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием. Судьей не принято во внимание, что АО "ГУ ЖКХ" распоряжениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года N 1089-р и от 09 ноября 2016 года N 2365-р определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны Российской Федерации в 2015-2018 годах закупок, работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием объектов газового хозяйства, казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, с комплексным техническимм обслуживанием, текущим ремонтом, санитарным содержанием объектов, а также с вывозом твердых коммунальных и жидких бытовых отходов с объектов казарменно-жилищного фонда для нужд Минобороны России. Осуществление вменяемой в вину Общества погрузочно-разгрузочной деятельности произведено во исполнение вышеуказанных распоряжений при осуществлении эксплуатации котельной, используемой для теплоснабжения объектов Минобороны России, социально значимых объектов и населения города Алейска. Ограничение либо приостановление подачи тепла к указанным объектам привело бы к гораздо более серьезным нарушениям законодательства и как следствие - к подрыву безопасности государства, нарушило бы права гражданского населения на благоприятную окружающую среду. Таким образом, Общество действовало в состоянии крайней необходимости, при отсутствии отягчающих обстоятельств. Кроме того, принимались меры для получения лицензии - аттестовывался персонал, заключались договоры со специализированными организациями. Погрузочно-разгрузочная деятельность осуществлялась только в период с 16 ноября 2016 года по 31 марта 2017 года, прекращена в связи с окончанием действия государственного контракта. Также следовало принять во внимание тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица.
Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представлен отзыв на жалобу, в котором содержится просьба оставить ее без удовлетворения.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с получением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет назначение наказания для юридических лиц в виде административного штрафа от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу подпункта 27 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ к видам деятельности, подлежащим лицензированию, относится, в том числе, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Как следует из положений статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Согласно Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденным МЧС РФ 31 октября 1996 года N 9/733/3-2, МПС РФ 25 ноября 1996 г. N ЦМ-407, опасные грузы - вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели или заболеваниям людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений и транспортных средств, отнесение к которым основано на соответствующих классификационных показателях и критериях (ГОСТ 19433). Согласно аварийной карточке N 901, к числу опасных грузов относится мазут топочный (классификационный шифр 9123).
Факт совершения вменяемого в вину Обществу административного правонарушения, а именно осуществление деятельности по выгрузке мазута, относящегося к опасным грузам, в отсутствие лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, подтверждается материалами дела: протоколом ***/ЮЛ об административном правонарушении от 08 февраля 2017 года; информацией о прибытии опасных грузов в адрес грузополучателя АО "ГУЖКХ" за период с 01 ноября 2016 года по 19 января 2017 года, выданной Западно-Сибирским территориальным центром фирменного обслуживания филиала ОАО "РЖД", справкой ОП "Барнаульское" АО "ГУ ЖКХ" от 27 января 2017 года N 320 об объемах выполненных работ; копией Устава АО "ГУ ЖКХ", в котором отражены цель и основные виды деятельности Общества; копиями транспортных железнодорожных накладных.
Действия АО "ГУ ЖКХ" правильно квалифицированы по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о малозначительности административного правонарушения не могут быть приняты, поскольку риск, создаваемый общественным отношениям рассматриваемым административным правонарушением, не позволяет признать его малозначительным.
Утверждение защитника о действии Общества в состоянии крайней необходимости, несостоятельно, поскольку, как следует из жалобы, контракт с Обществом по поставке тепловой энергии заключен в 2015 году, в связи с чем Общество не было лишено возможности заблаговременно получить лицензию на осуществление деятельности, осуществление которой необходимо при исполнении обязательств по контракту, либо поручить проведение погрузочно-разгрузочных работ третьим лицам, имеющим необходимую лицензию.
Все обстоятельства дела, на которые ссылается защитник в жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, учтены судьей городского суда при назначении наказания, которое назначено в размере ниже низшего предела, установленного санкцией статьи.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи не имеется.
Вместе с тем, полагаю необходимым уточнить постановление судьи, исключив из объема обвинения вменяемые в вину Общества действия по разгрузке вагонов, совершенные 16 ноября 2016 года, 24 ноября 2016 года, 30 ноября 2016 года и 21 декабря 2016 года, поскольку на момент вынесения постановления (24 марта 2017 года) истек предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий по делам данной категории 3 месяца. В то же время данное обстоятельство не влечет изменения квалификации действий Общества и изменения назначенного наказания.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Алейского городского суда Алтайского края от 24 марта 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Силкиной Елены Викторовны - без удовлетворения.
Исключить из постановления судьи указание на совершение Акционерным обществом "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" неправомерных действия по разгрузке вагонов, совершенные 16 ноября 2016 года, 24 ноября 2016 года, 30 ноября 2016 года и 21 декабря 2016 года.
Судья Алтайского краевого суда Е.М. Зацепин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.