Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,
судей: Идрисовой А.В. и Мартыновой Н.Н.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Чекмагушевский молочный завод" на решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью "Чекмагушевский молочный завод" о приостановлении деятельности.
Заслушав доклад судьи верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., пояснения представителя истца ООО "Чекмагушевский молочный завод" - Исламовой Г.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - Тимергалиева Т.Р., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, проверив материалы гражданского дела,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан) обратилось в суд с иском к ООО "Чекмагушевский молочный завод" о приостановлении деятельности, указав в обоснование требований, что 08 апреля 2016 года Управлением Росприроднадзора по РБ проведено рейдовое мероприятие с отбором проб воды в двух точках: т.о. N 1 - сброс сточной воды после БОС ООО "Чекмагушевский молочный завод" (из бетонного оголовка в р. Чебекей), т.о. N 2 отбор проб поверхностной воды из реки Калмашка, в районе д. Старо-Калмашево. Река Чебекей впадает в реку Калмашка, река Калмашка впадает в реку Чермасан. Согласно результатам анализов лаборатории филиала "ЦЛАТИ по Оренбургской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" содержание марганца в воде составило: т.о. N1 0,068 мг/дм? (6.8 11ДК), в т.о. N 2 0,019 мг/дм? (1,9 ПДК).
ООО "Чекмагушевский молочный завод" сбрасывает сточные воды после биологических очистных сооружений в поверхностный водный объект на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование N 02-00.00.00.000-Р-РСБХ-С-2007-00002/00 от 28.09.2007 г., выданного Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан. Место сброса сточных вод р. Чебекей - координаты выпуска: 55°09" С.Ш., 54°39" В.Д., 1 км от устья.
В период проведения административного расследования в отношении ООО "Чекмагушевский молочный завод" специалистами филиала "ЦЛАТИ по Оренбургской области" ФБУ "ЦЛАТИ по МФО" 23 мая 2016 года был произведен отбор проб сточной воды после БОС ООО "Чекмагушевский молочный завод" в пяти точках (протокол результатов анализа проб сточной воды N 10/Б-вд от 01.06.2016 г., N 9/Б-вд от 01.06.2016 г.). Согласно результатам проведенных анализов проб сточной воды после биологических очистных сооружений ООО "Чекмагушевский молочный завод" сбрасывает в реку Чебекей сточные воды с содержанием марганца.
Результаты контрольных анализов показали, что ООО "Чекмагушевский молочный завод" сбрасывает в р. Чебекей сточные воды после очистных сооружений содержанием марганца с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (Приказ N 20 от 18.01.2010 Федеральное агентство по рыболовству) от 3,4 раза до 4,0 раз. При этом разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект у ООО "Чекмагушевский молочный завод" отсутствует, что является нарушением п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, п. 1 ч. 6 ст. 60, ст. 44 Водного кодекса РФ N 74-ФЗ от 03.06.2006 г., ч.1 ст. 22 Федеральною закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 4 ст. 23 Федеральною закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, с учетом уточнения искового заявления, просит прекратить водопользование, осуществляемое Обществом с ограниченной ответственностью "Чекмагушевский молочный завод", которое заключается в сбросе сточных вод в реку Чебекей Республики Башкортостан в месте выпуска, имеющим координаты 55°09"17 С.Ш., 54°38"59 В.Д., и находящегося в 3 (трех) километрах от устья; левобережье, до получения ООО "Чекмагушевский молочный завод" разрешительных документов необходимых для водопользования, а именно: Разрешения на сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект - реку Чебекей, запретить ООО "Чекмагушевский молочный завод" осуществлять сброс сточных вод в реку Чебекей до приведения качества сбрасываемых сточных вод в соответствие с условиями Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17.09.2012 года N 02-10.01.02.015-Р-РСБХ-С-2012-01121/00, в месте выпуска, имеющим координаты 55°09"17 С.Ш., 54°38"59 В.Д., и находящегося в 3 (трех) километрах от устья; левобережье.
Решением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2017 года постановлено:
"Прекратить водопользование, осуществляемое Обществом с ограниченной ответственностью "Чекмагушевский молочный завод", которое заключается в сбросе сточных вод в реку Чебекей Республики Башкортостан в месте выпуска, имеющим координаты 55°09"17 С.Ш., 54°38"59 В.Д., и находящегося в 3 километрах от устья: левобережье, до получения Обществом с ограниченной ответственностью "Чекмагушевский молочный завод" разрешительных документов необходимых для водопользования, а именно: Разрешения на сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект - реку Чебекей.
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью "Чекмагушевский молочный завод" осуществлять сброс сточных вод в реку Чебекей до приведения качества сбрасываемых сточных вод в соответствии с условиями Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17 сентября 2012 года N 02-10.01.02.015-Р-РСБХ-С-01121/00, в месте выпуска, имеющим координаты 55°09"17 С.III., 54°38"59 В.Д., и находящегося в 3 километрах от устья: левобережье".
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик ООО "Чекмагушевский молочный завод" обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что у них имеется решение о предоставлении водного объекта в пользование от 17 сентября 2012 года N 02-Р-РСБХ-С-2012-01121/00, выданное Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан сроком до 04 сентября 2017 года, на момент подачи апелляционной жалобы ими получено разрешение от 03 марта 2017 года N 015/2017 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан N 358-П от 03.03.2017, которым разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в р. Чебекей на 3,0 км. от устья в период с 03 марта 2017 года по 08 февраля 2022 года.
Также апеллянт указывает, что судом не установлено какой именно вред окружающей среде и здоровью человека может быть нанесен действиями ответчика, соответственно полагает, что причинно-следственная связь между их действиями и вредом не установлена, поскольку ООО "Чекмагушевский молочный завод" предпринимает все действия для улучшения качестве сточных вод. Кроме того, ответчик указывает на то, что оспариваемым решением суда ограничено право ответчика на сброс сточных вод при соблюдении утвержденных планом мероприятий и в пределах установленных лимитов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик осуществляет сброс сточных вод при этом, разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты не имеет, доказательств обратного суду не представлено. Отсутствие соответствующего разрешения на сброс свидетельствует о том, что не установлены перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты и другие условия, обеспечивающие охрану водного объекта от негативного воздействия сверх установленного уровня, поскольку законодательством Российской Федерации регламентированы условия, в том числе допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/куб.дм), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год).
С указанными выводами соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статья 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
На основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Часть 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Из материалов дела следует, что согласно решения Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 17 сентября 2012 года N 02-Р-РСБХ-С-2012-01121/00, ООО "Чекмагушевский молочный завод" был предоставлен в пользование водный объект - р. Чебекей для отведения сточных вод после биологических очистных сооружений ООО "Чекмагушмолзавод". В этом же решении установлены допустимые объемы сброса сточных вод и максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Чекмагушевский молочный завод" в нарушении требований ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ст.ст. 35, 44, 56, 60 Водного кодекса РФ осуществляет сброс сточных вод в водный объект в отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, а также не соблюдает условия использования водного объекта - реки Чебекей, установленные решением о предоставлении водного объекта в пользование от 17 сентября 2012 года N 02-Р-РСБХ-С-2012-01121/00, выданным Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан сроком до 04 сентября 2017 года. В сточных водах на выходе с очистных сооружений ООО "Чекмагушевский молочный завод" выявлены превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. ООО "Чекмагушевский молочный завод" допустило сбросы загрязняющих веществ в р. Чебекей не подвергшихся в полной мере санитарной очистке, обезвреживанию, со значительным превышением предельно допустимых нормативов установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 17 сентября 2012 года N 02-Р-РСБХ-С-2012-01121/00, а также осуществляет сброс сточных вод в водный объект в отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
Указанные обстоятельства не были оспорены ответчиком в суде первой инстанции, ответчиком в нарушение ст. 56 ГК РФ не было представлено доказательств, подтверждающих что прекращение водопользования ООО "Чекмагушмолзавод" противоречит общественным интересам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.
Сброс вод без разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, в нарушение требований ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ставит под угрозу экологическое благополучие населения и окружающей среды.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Ссылки апеллянта на отсутствие в материалах дела доказательств негативного изменения состояния данного водного объекта, наступления негативных последствий, наличия реальной угрозы причинения вреда в будущем, доказательств вины ответчика (противоправности его действий) судебной коллегией отвергаются.
Из ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьями 56 и 80 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, установленных главой VII данного Закона, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, само по себе использование водного объекта в отсутствие действующего разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду является основанием для запрета указанной деятельности по сбросу сточных вод в водный объект в отсутствие иных наступивших негативных последствий.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что на момент подачи апелляционной жалобы ответчиком получено разрешение от 03 марта 2017 года N 015/2017, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, которым разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в р. Чебекей на 3,0 км. от устья в период с 03 марта 2017 года по 08 февраля 2022 года, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку указанный документ отсутствовал на момент рассмотрения спора и вынесения обжалуемого решения суда (16 февраля 2017 года), получен уже после разрешения спора.
По этим же причинам не являются основанием для отмены в апелляционном порядке решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда в части запрета ответчику осуществлять сброс сточных вод в реку Чебекей до приведения качества сбрасываемых сточных вод в соответствии с условиями Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17 сентября 2012 года N 02-10.01.02.015-Р-РСБХ-С-01121/00, в месте выпуска, имеющим координаты 55°09"17 С.III., 54°38"59 В.Д., и находящегося в 3 километрах от устья: левобережье, противоречит разрешению от 03 марта 2017 года N 015/2017, выданному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, так как указанным документов разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в р. Чебекей на 3,0 км. от устья в период с 03 марта 2017 года по 08 февраля 2022 года иного качества сбрасываемых сточных вод, чем это установлено в решении о предоставлении водного объекта в пользование от 17 сентября 2012 года N 02-10.01.02.015-Р-РСБХ-С-01121/00.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, что не отнесено ст. 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, в связи с чем, оснований к отмене либо изменению постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст., ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Чекмагушевский молочный завод" - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Ю. Кривцова
судьи: А.В. Идрисова
Н.Н. Мартынова
справка: судья Иркабаев М.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.