Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Свистун Т.К. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Медведевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 декабря 2016г.
Заслушав доклад судьи Свистун Т.К., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
Баязитова 1, Баязитов 1 обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с требованиями обязать заключить договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование иска указали, что в соответствии с пунктом 1 решения исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов от 06 марта 1991г. за N 5-50 "О выделении земельных участков под индивидуальное строительство для работников авиатранспортного отряда УМПО в Калининском районе г. Уфы" авиаотряду УМПО предоставлен земельный участок площадью 0,30 га в Калининском районе по согласованию с Черниковским лесничеством под проектирование и строительство индивидуальных жилых домов с надворными постройками в соответствии с утвержденным проектом застройки.
Цеховым комитетом цеха N 27 (авиатранспортного отряда УМПО) 20 июня 1991г. земельные участки распределены работникам цеха, в том числе Баязитову А.Л.
Они являются собственниками жилого дома общей площадью 237,4 кв.м. по адресу: адрес построенного на предоставленном земельном участке с кадастровым номером ... Их право долевой собственности на жилой дом (по 1/2 доле каждому) зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 02 июня 2014г.
Они неоднократно обращались в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлениями о предоставлении указанного земельного участка в собственность. Однако получили отказы ввиду того, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Считают, что им необоснованно отказано в предоставлении земельного участка, используемого для обслуживания дома, находящегося в общей долевой собственности, находящегося на данном земельном участке и обслуживания надворных построек.
Уточнив исковые требования просили суд обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с ними договор купли-продажи земельного участка, кадастровым номером ... , расположенный по адресу: адрес, площадью 1449 кв.м. с установлением платы в размере 3% от кадастровой стоимости, указанной в кадастровом паспорте земельного участка, равной 41 732 руб.49 коп.
Судом принято решение, которым исковые требования Баязитовой 1, Баязитова 1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - обязать заключить договор купли-продажи земельного участка, удовлетворены.
Данным решением постановленообязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Баязитовой 1 и Баязитовым 1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью 1449 кв.м., расположенного по адресу: адрес, с установлением платы в размере 3% от кадастровой стоимости, указанной в кадастровом паспорте земельного участка, равной 41 732 рубля 50 копеек.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан просит в апелляционной жалобе отменить его, указывая на незаконность и необоснованность судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Баязитова ... , представителя Баязитова ... и Баязитовой ... - Султановскую ... , возражавших удовлетворению жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не соответствует.
Согласно части 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно статье 3 пункт 9.1 Закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно статье 18 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ (ред. от 25 июня 2012г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Удовлетворяя исковые требования Баязитовых об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, суд исходил из того, что ответчиком не представлены доказательства вхождения спорного земельного участка к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии с федеральным законодательством.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, поскольку они не подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, Баязитов ... обратился с заявлением в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка за плату, расположенного по адресу: адрес. В обоснование указал, что испрашиваемый земельный участок передан ему под индивидуальное строительство, на данном участке расположен жилой дом, который находится в общей долевой собственности Баязитова ... и Баязитовой ...
Ответом от 20 января 2012г. Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа отказало ему в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку указанный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, то есть является ограниченным в обороте.
Судом установлено, что Баязитову ... и Баязитовой ... на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по указанному адресу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии от 02 июня 2014г. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1 449 кв.м., с кадастровым номером ...
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07 ноября 2016г. сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером ... не имеется.
В материалах дела имеется копия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка от 25 ноября 2014г. N 02/14/1-826730, представленная истцами, согласно которому земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по указанному адресу, площадью 1 449 кв.м., отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование - под жилую застройку индивидуальную.
Из сведений, содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка от 25 ноября 2014г. также следует, что данный участок полностью входит в зону: "РБ, г. Уфа, Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер 02:55:01:000 292 489, 02.55.2.70, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" от 22 августа 2008г. N 7/4.
Следовательно, сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на спорный земельный участок. Произведенная в государственном кадастре недвижимости запись о вхождении спорного земельного участка во второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов, является государственным актом регистрации государственным органом существующего ограничения. Указанная запись никем не оспорена и юридически действительна, а потому является допустимым и достоверным доказательством нахождения спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны, в связи с чем, данный земельный участок является ограниченным в обороте.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждено, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов, относится к зоне рекреационного назначения, является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Кроме того, при определении правового режима спорного земельного участка, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан правомерно исходили из его принадлежности к определенной категории земель и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии со статьёй 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования - зонирования территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон (зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты) и установления градостроительных регламентов - могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов, относится к зоне рекреационного назначения, является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, что судом при разрешении спора не учтено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 декабря 2016г. отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Баязитовой 1, Баязитова 1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 1449 кв.м., расположенного по адресу: адрес, отказать.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи: Т.К. Свистун
Т.Е. Фролова
Справка: судья Мустафина Д.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.