Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.,
судей Свистун Т.К. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Галяутдиновой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хазиахметовой Л.З., Ибрагимова С.Ш., Каюмовой Л.Ф., Нигматуллиной А.Т., Одношивкина А.Г., Нигматуллина Т.М., Зайцевой Е.Ю,, ДНТ "Родные просторы" к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении земельных участков в собственность незаконным, восстановлении нарушенного права,
по апелляционной жалобе Хазиахметовой Л.З., Ибрагимова С.Ш., Каюмовой Л.Ф., Нигматуллиной А.Т., Одношивкина А.Г., Нигматуллина Т.М., Зайцевой Е.Ю., ДНТ "Родные просторы" на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 июня 2016 г.,
апелляционной жалобе Нигматуллина Т.М. на дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хазиахметова Л.З., Ибрагимов С.Ш., Каюмова Л.Ф., Нигматуллина А.Т., Одношивкин А.Г., Нигматуллин Т.М., Зайцева Е.Ю., ДНТ "Родные просторы" обратились в суд с иском (с учетом последующих уточнений) к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении земельных участков в собственность незаконным, восстановлении нарушенного права.
В обоснование исковых требований указали, что являются собственниками нежилых зданий, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами N ... (Хазиахметова Л.З.), N ... (Ибрагимов С.Ш.), N ... (Каюмова Л.Ф.), N ... (Нигматуллина А.Т.), N ... (Нигматуллина А.Т.), N ... (Одношивкин А.Г.), N ... (Нигматуллин Т.М.), N ... (Зайцева Е.Ю.), N ... (ДНТ "Родные просторы"), N ... (ДНТ "Родные просторы").
Полагая, что, данные обстоятельства являются основаниями для приобретения ими права собственности на данные участки на возмездной основе, истцы обратились к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Письмом от 12 августа 2015 г. в удовлетворении заявленных истцами требований было отказано по тем основаниям, что испрашиваемые ими земельные участки входят в число земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Просили суд признать данный отказ незаконным и восстановить нарушенное право путем возложения на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обязанности:
- направить истцам (физическим лицам) проекты договоров о передаче им соответствующих земельных участков в собственность за плату в течение месяца с момента принятия судом окончательного решения;
- направить ДНТ "Родные просторы" проекты договоров о передаче ему соответствующих земельных участков в собственность безвозмездно в течение месяца с момента принятия судом окончательного решения (л.д. 103-106).
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 июня 2016 г. в удовлетворении исковых требований Хазиахметовой Л.З., Ибрагимова С.Ш., Каюмовой Л.Ф., Нигматуллиной А.Т., Одношивкина А.Г., Зайцевой Е.Ю., ДНТ "Родные просторы" было отказано.
Дополнительным решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 января 2017 г. в удовлетворении исковых требований Нигматуллина Т.М. было отказано.
В апелляционных жалобах истцы просят приведенные судебные акты отменить, считают их незаконными, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам искового заявления. Также указали, что постановление главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 7444 от 16 декабря 2008 г. в установленном порядке опубликовано не было, что свидетельствует о несоблюдении администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан процедуры утверждения документации по планировке территории и, соответственно, недействительности ее действий по последующему резервированию данных участков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
Так, статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
По смыслу закона, договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В частную собственность не предоставляются земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
В силу пункта 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Исходя из общих положений градостроительного законодательства, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом, участки общественных, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.
Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (глава 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их, в противном случае он окажется на территории общего пользования. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать или приобрести в собственность за плату земельный участок, на котором расположено такое здание (строение или сооружение), поскольку земельные участки общего пользования в частную собственность не передаются.
Согласно статье 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Так, предметом спора являются земельные участки с кадастровыми номерами N ...
Истцы, ссылаясь на нахождение в их собственности расположенных в границах соответствующих земельных участков нежилых зданий, обратились к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении данных участков в собственность.
Письмом от 12 августа 2015 г. в удовлетворении заявленных истцами требований было отказано по тем основаниям, что испрашиваемые ими земельные участки входят в число земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (л.д. 8).
Как правильно установилсуд, постановлением главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 7444 от 16 декабря 2008 г. утверждена корректировка проекта планировки жилого района "Зинино - Нагаево" в Октябрьском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (л.д. 9-10).
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 28 января 2015 г. N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" спорные земельные участки зарезервированы в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд.
29 января 2015 г. данное решение опубликовано в издании "Вечерняя Уфа", N 17-18(12665-12666), никем до настоящего времени не оспорено, не отменено и незаконным не признано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Хазиахметовой Л.З., Ибрагимова С.Ш., Каюмовой Л.Ф., Нигматуллиной А.Т., Одношивкина А.Г., Зайцевой Е.Ю., ДНТ "Родные просторы", суд исходил из того, что ограничение испрашиваемых ими земельных участков в виде резервирования для муниципальных нужд на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 28 января 2015 г. N 41/6 на срок до 1 января 2019 г. было зарегистрировано в Управлении Росреестра по РБ:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... - дата (л.д. 206);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... - дата (л.д. 186);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... - дата (л.д. 174);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... - дата (л.д. 182);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... - дата (л.д. 198);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... - дата (л.д. 210);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... - дата (л.д. 190);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... - дата (л.д. 178);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... - дата (л.д. 194).
Таким образом, порядок резервирования данных участков для муниципальных нужд соблюден, что в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о невозможности предоставления их в частную собственность.
С учетом изложенного, с решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 июня 2016 г. судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Доводы апеллянтов о несогласии с данным судебным актом сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Доводы подателей апелляционных жалоб о том, что постановление главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 7444 от 16 декабря 2008 г. в установленном порядке опубликовано не было, не могут быть приняты во внимание, поскольку основанием для резервирования данных участков для муниципальных нужд явился иной муниципальный правовой акт - Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 28 января 2015 г. N 41/6- который 29 января 2015 г. опубликован в издании "Вечерняя Уфа", N 17-18(12665-12666), никем до настоящего времени не оспорен, не отменен и незаконным не признан.
Требование о государственной регистрации ограничений, вытекающее из смысла Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 27, 70.1, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561., ответчиком в отношении данных участков соблюдено.
При этом, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы Нигматуллина Т.М. о несогласии с дополнительным решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 января 2017 г.
Так, отказывая в удовлетворении заявленных Нигматуллиным Т.М. требований, суд исходил из того, что ограничение испрашиваемого им земельного участка с кадастровым номером N ... (площадь -1194+/-12 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства и дачного хозяйства, местоположение - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира - адрес) в виде резервирования для муниципальных нужд на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 28 января 2015 г. N 41/6 было зарегистрировано в Управлении Росреестра по РБ (л.д. 37).
Данный вывод суда фактическим обстоятельствам дела не соответствует, поскольку сведения о зарегистрированных правах на данное имущество, правопритязаниях на него, правах требования, арестах (запрещениях) в Управлении Росреестра по РБ отсутствуют (л.д. 202).
Таким образом, испрашиваемый Нигматуллиным Т.М. земельный участок сформирован как объект недвижимости, разрешен для ведения садоводства и дачного хозяйства, относится к землям населенных пунктов, на этом участке расположен садовый домик общей площадью 6 кв.м., с 14 августа 2012 г. принадлежащий Нигматуллину Т.М. на праве единоличной собственности (л.д. 54).
При этом, судебной коллегий достоверно установлено, что на момент фактического отвода испрашиваемого земельного участка истцу красных линий установлено не было, кадастровый паспорт выдан без обременений, в настоящее время через земельный участок какие - либо объекты общего пользования не проходят, их строительство планируется в перспективе.
Судебная коллегия считает, что дальнейшее установление красных линий не должно приводить к нарушению прав Нигматуллина Т.М. на оформление спорного участка в собственность.
Таким образом, обстоятельств, предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, свидетельствующих о невозможности предоставления данного участка в собственность физического лица, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 января 2017 г. отменить с принятием по делу нового решения о признании отказа администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность Нигматуллина Т.М. земельного участка с кадастровым номером N ... незаконным, возложении на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обязанности направить Нигматуллину Т.М. проект договора о передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N ...
Оснований для отмены или изменения решения Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 июня 2016 г. судебная коллегия не усматривает, поскольку все изложенные в нем выводы являются правильными.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 января 2017 г. отменить.
Принять новое решение.
Признать незаконным отказ администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность Нигматуллина Т.М. земельного участка с кадастровым номером N ... (площадь -1194+/-12 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства и дачного хозяйства, местоположение - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира - адрес).
Возложить на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обязанность направить Нигматуллину Т.М. проект договора о передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N ... (площадь -1194+/-12 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства и дачного хозяйства, местоположение - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира - адрес).
Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хазиахметовой Л.З., Ибрагимова С.Ш., Каюмовой Л.Ф., Нигматуллиной А.Т., Одношивкина А.Г., Нигматуллина Т.М., Зайцевой Е.Ю., ДНТ "Родные просторы" - без удовлетворения.
Председательствующий: З.А. Науширбанова
Судьи: Т.К. Свистун
Т.Е. Фролова
Справка: судья Э.Р. Кадырова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.