Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО1
судей ФИО1
Мухаметовой Н.М.
при секретаре ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции гражданское дело по иску Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах ФИО1 и ФИО1 с иском к Администрации городского поселения адрес муниципального района адрес о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи ФИО1, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд в интересах ФИО1 и ФИО1 с иском к Администрации городского поселения адрес муниципального района адрес о возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование исковых требований указывает, что в ходе проверки исполнения законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей инвалидов, администрацией городского поселения адрес установлено, что согласно справке N ... от дата, выданной филиалом N ... ФГУ "Главное бюро МСЭ по РБ" ФИО1 является инвали адрес группы и имеет право на первоочередное получение жилой площади. В настоящее время ФИО1 проживает с матерью, братом и сестрой в жилом помещении, общей площадью 18,6 кв.м. по адресу: РБ, адрес. До настоящего времени ФИО1 и ФИО1 право на обеспечение жилым помещением не реализовали, ввиду состояния здоровья сына, нуждаемости в уходе, он не имеет возможности проживать с остальными членами семьи в одной комнате. С последующими уточнениями, Прокурор просил обязать Администрацию муниципального района адрес РБ предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 54 кв.м. (с учетом права ребенка на дополнительную площадь) в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Впоследующем в апелляционной инстанции уточнив исковые требования, просил обязать Администрацию муниципального района адрес РБ предоставить ФИО1, дата года рождения, жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 36 кв.м. (с учетом права ребенка на дополнительную площадь) в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации ГП адрес муниципального района адрес РБ ФИО1 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его необоснованность, указывая, что положения ст.51 Жилищного кодекса РФ определяют условиям для внеочередного предоставления жилого помещения, в случае если в занятом ими квартире проживают несколько семей. Обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов вставших на учет после дата подлежит финансированию за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления не являются непосредственными получателями средств федерального бюджета. Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре является главным государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан.
При проверке материалов дела судебная коллегия установила, что указанное гражданское дело необоснованно рассмотрено судом первой инстанции без привлечения к участию в деле в качестве соответчика Администрацию муниципального района адрес РБ Уфа, в связи с чем, Определением Верховного суда Республики Башкортостан от дата судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по иску Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах ФИО1 и ФИО1 к Администрации городского поселения адрес муниципального района адрес о возложении обязанности предоставить жилое помещение по правилам производства в суде первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям, принятое по делу решение суда не отвечает.
В судебном заседании прокурор ФИО1 поддержала свои исковые требования и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации МР адрес Республики Башкортостан ФИО1 уточненный иск не признала, но подтвердила, что по заявленным требованиям Администрация МР адрес Республики Башкортостан является надлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель Администрации городского поселения адрес ФИО1 поддержал уточненные исковые требования и просил их удовлетворить.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора ФИО1, представителя Администрации МР адрес Республики Башкортостан ФИО1, представителя Администрации городского поселения адрес ФИО1, изучив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что ФИО1 с матерью ФИО1, братом ФИО1 и сестрой ФИО1 зарегистрированы и проживают в жилом помещении, общей площадью 18,6 кв.м. по адресу: адрес.
Постановлением главы городского поселения адрес муниципального района адрес РБ от дата N ... установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м. общей площади на одного человека.
Согласно решению N ... заседания жилищной комиссии от дата ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, ФИО1, дата года рождения, является ребенком-инвалидом, решением Дюртюлинского районного суда РБ от дата признан недееспособным. Постановлением главы администрации муниципального района адрес N ... от дата ФИО1 назначена его опекуном.
Согласно заключению врачебной комиссии N ... от дата, выданному МУЗ Дюртюлинская центральная районная больница, на основании Постановления Правительства РФ N ... от дата, Постановления Правительства РФ N ... от дата ФИО1 по состоянию здоровья имеет право пользования дополнительной жилплощадью. Согласно Приказу МЗ СССР от дата N ... он также имеет право на первоочередное получение жилой площади.
Статьей 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... , определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Условия предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает, а факт постановки семьи ФИО1 в составе четырех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден и никем не оспаривался.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Являясь получателем жилищной льготы, ФИО1 вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от дата N 131-ФЗ, а так же нормами Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Республики Башкортостан от дата N 130-з "О социальной поддержке инвалидов в адрес" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Из содержания приведенных норм закона следует, что они являются отсылочными и не предусматривают специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Следовательно, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, являющиеся малоимущими и вставшие на соответствующий учет после дата, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
На основании п. 4 ч. 1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Установлено, что порядок обеспечения жилыми помещениями граждан-инвалидов предусмотрен действующим жилищным законодательством, поэтому какого-либо специального закона о передаче полномочий и возложении указанной обязанности на органы местного самоуправления не требуется.
Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжёлыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.
Следовательно, в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципальное образование - Администрацию муниципального района.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Так согласно изложенного, адрес как субъект РФ, реализуя свои полномочия, издало Закон Республики Башкортостан N ... -з от 28.12.2005г. "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", а именно п. 11 ч.1 ст.1 Закона РБ, наделил государственными полномочиями РБ, по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после дата и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, органов местного самоуправления указанных в ст.2 Закона РБ
Согласно ст. 2 Закона РБ, Государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес.
Ответчик - Администрация городского поселения адрес не носит статуса муниципального района или городского округа в РБ и соответственно он не наделен государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями, и соответственно у субъекта отсутствует обязанность в компенсации расходов по предоставлению жилого помещения, так как в силу Закона РБ данные расходы субъект компенсирует лишь органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в РБ.
Таким образом, обязанность по предоставлению ФИО1 вне очереди жилого помещения по договору социального найма на Администрацию городского поселения, входящего в состав муниципального района, могла быть возложена при условии заключения между указанными органами соглашения о передаче Администрации городского поселения осуществления части полномочий Администрации муниципального района по решению вопросов местного значения. Однако такого соглашения не заключалось, доказательств для иного вывода ответчиками в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
В связи с изложенным, обязанность по предоставлению ФИО1 вне очереди жилого помещения по договору социального найма доложна быть возложена на администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Постановлением главы городского поселения адрес муниципального района адрес РБ от дата N ... установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв. м. общей площади на 1 человека.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч.7 ст.57 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах, норма площади жилого помещения, подлежащая предоставлению ФИО1 с учетом наличия в собственности у ФИО1 1/4 доли жилого помещения общей площади 18,6 кв.м., составляет: (18 кв. м + 18 кв. м)-(18,6 кв. м:4) = 36-4,65 = 31,35 кв.м.
Предоставление дополнительной жилой площади суд считает необходимым удовлетворить, поскольку ФИО1 является недееспособным лицом, за которым необходим уход опекуна.
Таким образом, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, а именно в части возложения обязанности на администрацию городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающего стандартам и техническим требованиям, общей площадью по норме предоставления не менее 18 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь, не менее 31,35 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от дата о возложении обязанности на Администрацию городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан по предоставлению жилого помещения по договору социального найма - отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах ФИО1 и ФИО1 о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО1, дата года рождения благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, общей площадью по норме предоставления (не менее 18,0 кв.м.) с учетом права на дополнительную жилую площадь, не менее 31,35 кв.м. ФИО1
Судьи: ФИО1
Н.М. Мухаметова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.