ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело N 3-435/2017
16 мая 2017 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Ханановой А.Т.,
при участии представителя административного истца ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" - Гайсина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес.
Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 646 от 30 декабря 2014 года по состоянию на 01 июня 2014 года в размере ... руб. Вместе с тем, согласно отчету ООО "Эксперт-Оценка" N16-387-Н-6 от 25 ноября 2016 года рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 июня 2014 года составляет ... рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 27 декабря 2016 года заявление ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" было отклонено.
Административный истец считает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не соответствуют рыночной стоимости, что принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, нарушает права ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", как плательщика земельного налога.
На основании изложенного, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. по состоянию на 01 июня 2014 года.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" - Гайсин Д.А., действующий по доверенности от 09 декабря 2016 года, просил требования удовлетворить и установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере ... руб., установленном экспертным заключением. Суду пояснил, что права ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" нарушены тем, что Общество как собственник спорного земельного участка платит земельный налог исходя из размера кадастровой стоимости, которая является завышенной.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 приведенного Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в том случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обслуживания автозаправочной станции, расположенный по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 января 2010 года.
Результаты ГКОЗ утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 646 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" по состоянию на 01 июня 2014 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 декабря 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 01 июня 2014 года определена в размере ... рублей.
По настоящему делу административный истец ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления земельного налога, исходя из данных Государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает его права как плательщика земельного налога.
Административным истцом ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" в обоснование размера рыночной стоимости земельного участка представлен отчет ООО "Эксперт-Оценка" N16-387-Н-6 от 25 ноября 2016 года, согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 июня 2014 года составляет ... руб.
Также административным истцом представлено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N3796/2016-2 от 30 ноября 2016 года, согласно которому вышеуказанный отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков. Рыночная стоимость, определенная в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, подтверждена.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 07 декабря 2016 года ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" было подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Решением комиссии N1247 от 27 декабря 2016 года заявление ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" отклонено в связи с несоответствием представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости земельного участка требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки, а также отличием определенной в отчете рыночной стоимости объектов недвижимости от установленной кадастровой стоимости на 78%, то есть более чем на 30%.
При таких обстоятельствах судом назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой поручено ООО Центру независимых экспертиз "Суд-информ".
Согласно заключению эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" Ахметгареевой Н.Н. N59/04-2017кс от 26 апреля 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, по состоянию на 01 июня 2014 года составляет ... рублей.
В силу статьи 7 Федерального Закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт дает заключение основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
Как следует из экспертного заключения, экспертом произведен расчет стоимости недвижимости с применением сравнительного подхода. В качестве аналогов были выбраны объекты, которые максимально схожи с объектом оценки. Для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемого объекта в цены объектов-аналогов вводились корректировки.
Объективность, всесторонность и полнота проведенного исследования соответствуют норме изложенной в статье 8 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Представленное суду экспертное заключение соответствует требованиям Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", является полным, мотивированным, в нем подробно описаны содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, заключение содержит оценку результатов исследований, обоснование и формулировку выводов по поставленным вопросам, в связи с чем, суд принимает данное экспертное заключение в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, оснований не доверять указанному заключению не имеется.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Права административного истца могут быть защищены с использованием такого способа, как установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", как плательщика земельного налога.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, а также с учетом заключения эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" Ахметгареевой Н.Н. N59/04-2017кс от 26 апреля 2017 года, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 июня 2014 года признается доказанной.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости в размере ... рублей по состоянию на 01 июня 2014 года.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 10 марта 2017 года после обращения 07 декабря 2016 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обслуживания автозаправочной станции, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 июня 2014 года, в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.