Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 02 мая 2017 г. по делу N 33а-149/2017
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Пересады А.Н., судей Литвинова В.С. и Сердюкова С.В., при секретаре Овчинниковой Е.Ю., в судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Рягузова С.А. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 11 января 2017 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшей военнослужащей Макеевой Е. И. об оспаривании действий ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее по тексту "Югрегионжилье"), связанных с отказом ей в изменении формы жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н., судебная коллегия
установила:
Обжалуемым судебным актом административный иск удовлетворен частично, решение заместителя начальника ФГКУ "Югрегионжилье" * об отказе истцу в изменении формы жилищного обеспечения с выдачи государственного жилищного сертификата на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по избранному месту жительства в г. В признано незаконным и на начальника жилищного органа возложена обязанность повторно рассмотреть этот вопрос.
В удовлетворении требования Макеевой о возложении на начальника ФГКУ "Югрегионжилье" обязанности принять решение о внесении сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, об изменении формы ее жилищного обеспечения судом отказано.
Не соглашаясь с судебным постановлением, представитель административного ответчика Рягузов в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, в обоснование чего со ссылкой на различные нормативные правовые акты приводит следующие доводы.
Выбор способа реализации права на жилище по избранному месту жительства военнослужащими, согласившимися на увольнение с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях, к числу которых относится истец, осуществляется только до увольнения их с военной службы.
Поскольку в период прохождения военной службы Макеева в целях приобретения жилого помещения по избранному месту жительства пожелала получить государственный жилищный сертификат и правомерность такого выбора подтверждена вступившим в законную силу решением Знаменского гарнизонного военного суда от 18 июня 2007 года, автор жалобы полагает, что изменение формы жилищного обеспечения истца спустя более шести лет после ее увольнения со службы не представляется возможным.
В заключение автор жалобы указывает, что предоставление военнослужащим социальной гарантии в жилищной сфере посредством выплаты субсидии стало возможным лишь с 1 января 2014 года в связи с введением в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а поэтому жилищное обеспечение истца в данной форме в настоящее время не может быть реализовано.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Вопреки утверждению автора жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а обжалуемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы основываются на неверном понимании и толковании действующего законодательства по рассматриваемому вопросу и каких-либо новых обстоятельств, которые бы не были предметом исследования суда первой инстанции и опровергали выводы судебного решения, не содержат.
Как установлено по делу и не оспаривается автором жалобы, в январе 2010 года Макеева после увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей выслуге свыше 20 лет исключена из списков личного состава войсковой части _.
С 2007 года Макеева с членами семьи состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в г. В и включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" для обеспечения государственным жилищным сертификатом, однако ее право на жилище по различным причинам до настоящего времени не реализовано.
В 2014 году Макеева обратилась в жилищный орган с заявлением об изменении формы жилищного обеспечения и предоставлении ей жилищной субсидии, однако оспариваемым решением должностного лица в удовлетворении ее просьбы было отказано.
Разрешая спорные правоотношения и признавая незаконным это решение должностного лица, суд первой инстанции правомерно руководствовался требованиями ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 76, и Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N 510, подробно приведенными в обжалуемом судебном постановлении, и исходил из того, что Макеева, относившаяся к категории военнослужащих, имеющих при увольнении со службы право выбора формы своего жилищного обеспечения, в настоящее время не лишена возможности избрать иной способ реализации ее права на жилище, гарантированного законом.
По убеждению судебной коллегии, такая позиция суда является правильной и согласуется с положениями п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, и приказа Министра обороны РФ от 8 ноября 2011 года N 2050, в силу которых участие в подпрограмме носит исключительно добровольный характер.
Поскольку Макеева свои жилищные права посредством государственного жилищного сертификата не реализовала, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные обстоятельства и правовые нормы, вопреки доводам автора жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что за ней сохраняется право находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства и право на жилищное обеспечение за счет военного ведомства в иных формах, в том числе путем получения жилищной субсидии.
Ссылка автора жалобы на вступившее в законную силу решение Знаменского гарнизонного военного суда от 18 июня 2007 года правильность данного вывода суда под сомнение не ставит, поскольку указанный судебный акт форму жилищного обеспечения Макеевой никоим образом не предопределяет.
То обстоятельство, что выплата жилищной субсидии была установлена уже после утраты истцом статуса военнослужащего, с введением в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ, по убеждению судебной коллегии, лишний раз свидетельствует об увеличении для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, объема социальных гарантий в жилищной сфере и возможности выбора Макеевой иного способа реализации права на жилище.
С учетом изложенного доводы автора жалобы законность и обоснованность судебного решения, по убеждению судебной коллегии, под сомнение не ставят и основанием для его отмены не являются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 11 января 2017 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшей военнослужащей Макеевой Е. И. об оспаривании действий ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, связанных с отказом ей в изменении формы жилищного обеспечения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.