Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кудасовой Т.А.
судей
Шиловской Н.Ю., Ничковой С.С.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 апреля 2017 года гражданское дело N 2-6456/2016 по апелляционной жалобе Колесниковой Л.А. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 08 декабря 2016 года по иску Колесниковой Л.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга о включении периода работы в страховой стаж, признании права на выбор варианта расчета пенсии, обязании произвести перерасчет размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А., объяснения истца Колесниковой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга (ГУ) - Гончаровой Н.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Колесникова Л.А. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга, в котором в порядке уточнения требований просила признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости как лица, отработавшего в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и имеющего страховой стаж не менее 20 лет (для исчисления расчетного размера пенсии) по состоянию на 31.12.2001 г., включить в подсчет страхового стажа для определения величины расчетного размера пенсии трудовой стаж до 01.01.2002 в льготном порядке (полуторном размере) как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера, признать за ней право выбора варианта при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обязать произвести расчет пенсии истицы в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", признать за ней право на включение в страховой стаж для определения расчетного размера пенсии период работы с 15.02.2010 по 01.09.2012 в ООО "Хай Дизайн", обязать произвести перерасчет трудовой пенсии как лицу, отработавшему в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и имеющему страховой стаж не менее 20 лет с "дата" с учетом инфляции.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 24.07.2014 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как лицу, отработавшему в районах Крайнего Севера 15 лет и имеющему 20 лет общего трудового стажа, однако ответчик рассчитал "северный" стаж в размере 14 лет 9 мес. 29 дней, при этом был частично исключен из стажа, дающего право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части досрочной трудовой пенсии по старости, отпуск по уходу за ребенком, 13 апреля 1992 года рождения. Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07.07.2015 отпуск по уходу за ребенком был полностью включен в специальный стаж, на ответчика была возложена обязанность произвести перерасчет пенсии с 01.01.2015, однако фактически перерасчет произведен не был, размер ее пенсии не увеличился. Истица ссылается на то, что право на трудовую пенсию по старости она получила в ноябре 2001 года, когда стаж ее работы в районах Крайнего Севера составил 15 лет, а общий трудовой стаж - 20 лет, по действовавшему на тот момент законодательству. По мнению истицы, период работы с 15.02.2010 по 01.09.2012 был незаконно исключен при расчете стажа, поскольку обязанность по уплате страховых взносов лежит на работодателе и неисполнение им данной обязанности не должно ущемлять пенсионных прав истицы
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 08 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований Колесниковой Л.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 08 декабря 2016 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (статья 7), а также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
В случае, если у гражданина имеются периоды работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2002, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на указанную дату производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.
При этом, п. 9 ст. 30 данного Закона устанавливает, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Таким образом, законодатель в п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определилформулу исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, а в п. 9 данной статьи предоставил гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, право выбора трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии.
Совокупность данных положений Закона допускает определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица) и направлена на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение.
Из материалов дела следует, что с 24 июля 2015 года Колесникова Л.А. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Закона N 173-ФЗ преобразование (конвертация) пенсионных прав производится с учетом трудового стажа, имевшего место по состоянию на 01.01.2002, отношения заработка пенсионера к среднемесячному заработку в стране за тот же период. После 01.01.2002 для исчисления размера пенсии учитываются страховые взносы, поступившие на лицевой счет застрахованного лица от работодателя.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 ФЗ N 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 4 указанной статьи.
Судебной коллегией истребован расчет пенсии истицы в соответствии с пунктом 3 ст.30 указанного закона, а также в соответствии с пунктом 4 ст.30 закона.
При расчете пенсии в соответствии с п.3 ст.30 указанного закона учитывался общий трудовой стаж истицы в календарном исчислении (15 лет 5 месяцев 07 дней), стажевый коэффициент (определен в соответствии с п.3 ст.30), фактический среднемесячный заработок за 60 месяцев (с 01.09.1994 по 31.08.1999), отношение фактического среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате за тот же период (4,480), процент валоризации пенсии (14%).
Из представленного ответчиком расчета пенсии следует, что пенсия истицы, исчисленная в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона N173-ФЗ, на момент ее назначения (24.07.2014) составила 9 530,15 руб.
Согласно п.4 ст.30 указанного закона, расчетный размер трудовой пенсии определяется аналогично исчислению пенсии в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Т.е. при определении расчетного размера пенсии периоды профессиональной деятельности засчитываются в общий трудовой стаж наравне с периодами работы, общий трудовой стаж считается в 1,5 размере.
Однако, при этом расчетный размер трудовой пенсии при наличии общего трудового стажа не может превышать на 01.01.2002 сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 20 лет общего трудового стажа для женщин и 25 лет для мужчин, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. При определении расчетного периода пенсии по указанному варианту, к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом жизни в РФ, предусмотренная законодательством РФ по состоянию на 31.12.2001.
В соответствии с представленным расчетом пенсии по п.4 ст.30 указанного закона, общий трудовой стаж истицы, исчисленный в льготном исчислении, составил 23 года 1 месяц 3 дня, расчетный размер пенсии составил 572,63 рубля, размер страховой части пенсии - 1633,77 рублей.
Пенсия истицы, исчисленная в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона N173-ФЗ, на момент ее назначения (24.07.2014) составила 6 824,27 руб.
Учитывая изложенное, в ходе рассмотрения дела было установлено, что расчет пенсии истицы произведен в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как по наиболее выгодному варианту, в связи с чем производить конвертацию пенсионных прав истицы в соответствии с п.4 ст.30 указанного закона нецелесообразно, в связи с тем, что размер пенсии будет меньше размера, установленного п.3 ст.30 закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что право истицы на получение пенсии по наиболее выгодному варианту ответчиком соблюдено.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июля 2015 года удовлетворен иск Колесниковой Л.А. к УПФ РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга о включении в специальный стаж период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 29.06.1992 по 05.10.1994 для определения права на повышенную базовую часть трудовой пенсии.
С учетом данного решения стаж работы истицы в районах Крайнего Севера для расчета фиксированного базового размера составил 17 лет 01 месяц 07 дней, однако включение периода с 29.06.1992 по 05.10.1994 в страховой стаж не повлияло на размер пенсии, т.к. не было соблюдено требование о наличии у истицы 20 лет страхового стажа в соответствии п. 7 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ч. 4 ст. 17 ФЗ "О страховых пенсиях".
Довод истицы о том, что стаж ее работы в районах Крайнего Севера должен быть исчислен в полуторном размере для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, был оценен судом первой инстанции и признан не основанным на нормах материального права, в связи со следующим.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" указано, что в отношении лиц, на которых в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8.08.2001 года "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав. Кроме того, для указанной категории граждан Федеральным законом от 29.11.2003 года "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено применение к размеру базовой части трудовой пенсии районного коэффициента к заработной плате, установленного для соответствующей местности.
Порядок подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера для определения базового размера страховой части трудовой пенсии закреплен в ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", где отсутствует льготное исчисление стажа.
С учетом изложенного, учитывая, что нормами ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено включение периодов работы в районах Крайнего Севера в специальный стаж только в календарном порядке при расчете пенсии по п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то является верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в подсчет страхового стажа для определения величины расчетного размера пенсии трудовой стаж до 01.01.2002 в полуторном размере как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера.
Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что расчет пенсии произведен в соответствии с п.3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то требования истицы об обязании ответчика произвести расчет пенсии в соответствии с п.3 ст.30 указанного закона удовлетворению не подлежит.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о включении в стаж периода работы истицы с 15.02.2010 г. по 01.09.2012 г. в ООО "Хай дизайн".
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховым стажем признается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, п. 1 ст. 9 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", п. 2 ст. 14 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 1.12.2012 N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и учитывая, что обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с действующим законодательством лежит на страхователе (работодатель), а не на застрахованном лице (работник), факт неуплаты страховых взносов сам по себе не может повлечь неблагоприятные последствия для истца в области пенсионного обеспечения, поскольку законодательство не содержит норм, которые бы возлагали обязанность на застрахованных лиц контролировать своевременную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 4).
Как следует из материалов дела, истица зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования 18.01.2001.
Истица утверждает, что в период с 15.02.2010 г. по 01.09.2012 г. работала в ООО "Хай дизайн" в должности копирайтера, что отражено в трудовой книжке.
Однако, в ходе рассмотрения дела было установлено, что сведения о доходах Колесниковой Л. А. за 2010-2012 г. в МИФНС отсутствуют, Колесникова Л. А. на налоговом учете не состоит, по данным МИФНС России N10 (по месту учета ООО "Хай дизайн") сведения о доходах физических лиц с 2007 по 2016 г. не поступали, отчисления по налогу на доходы физических лиц в указанный период не производились, в т.ч. и на Колесникову Л. А.
Учитывая, что для перерасчета размера пенсии при учете спорного страхового стажа необходимы сведения о размере начисленных страховых взносов за указанные периоды времени, которые отсутствуют в лицевом счете застрахованного лица и не были представлены истицей в ходе судебного разбирательства, никаких сведений о начислении истице заработной платы за указанный период не представлено, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о включении указанных периодов работы в страховой стаж.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 08 декабря 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Колесниковой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.