Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,
при секретаре Семеновой Л.А.,
с участием представителя ответчика Лосевой И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2017 года, которым по делу по иску Втюриной Т.А. к акционерному обществу "Теплоэнергосервис" о признании действий незаконными, обязании произвести опломбирование счетчика, компенсации морального вреда,
постановлено:
Исковые требования Втюриной Т.А. к акционерному обществу "Теплоэнергосервис" удовлетворить.
Признать незаконными действия акционерного общества "Теплоэнергосервис", выражающиеся в уклонении от исполнения процедуры по вводу в эксплуатацию прибора учета теплосчетчика, установленного собственником жилого дома N ... по ул. ... , в г. ... Втюриной Т.А. незаконными.
Обязать акционерное общество "Теплоэнергосервис" произвести опломбирование теплосчетчика с оформлением установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" документов.
Взыскать с акционерного общества "Теплоэнергосервис" в пользу Втюриной Т.А. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф в размере 5000 рублей.
Обязать акционерное общество "Теплоэнергосервис" произвести перерасчет оплаты теплоэнергии, поставленной Втюриной Т.А. по адресу: ... согласно переданным показаниям теплосчетчика.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., пояснения представителя, судебная коллегия
установила:
Втюрина Т.А. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... С 2011 года АО "Теплоэнергосервис" (АО ТЭС) оказывает услуги по отоплению и холодному водоснабжению. 29 августа 2016 года до начала отопительного сезона в связи с истечением межповерочного интервала, теплосчетчик был снят на госповерку и после поверки установлен обратно. Однако несмотря на её многочисленные обращения, счетчик не опломбирован ответчиком до сих пор. Оплата до января 2017 года за теплоэнергию не принимается, несмотря на предоставление ею показаний счетчика.
Просила признать действия ответчика АО "ТЭС", выражающиеся в уклонении от исполнения процедуры по вводу в эксплуатацию прибора учета теплосчетчика незаконным и обязать ответчика произвести опломбирование теплосчетчика с оформлением документов и произвести необходимый расчет стоимости потребленной теплоэнергии на основании данных прибора учета в установленном законодательством порядке, взыскать в счет компенсации морального вреда ... рублей и штраф в размере 50% от указанной суммы, обязать ответчика произвести перерасчет оплаты тепла за январь 2017 года согласно переданным показаниям теплосчетчика.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств дела, их недоказанностью и противоречивостью. Считает, что в отсутствие проектной документации узла учета тепловой энергии, согласованной с ресурсоснабжающей организацией, теплосчетчик не может быть опломбирован и введен в эксплуатацию, что нет было учтено судом. Полагает, что у суда не имелось оснований для взыскания в пользу истца штрафа.
В возражении на жалобу, Втюрина Т.А. просил жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражение на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Втюрина Т.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ...
25 сентября 2003 года Втюриной Т.А. выданы технические условия на установку приборов учета тепловой энергии и водопотребления по адресу: ... , согласно которым прибор учета установлен в специально устроенном для этого в наружном утепленном теплоколодце.
ГУП " ********" выдан собственнику жилого дома проект узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
В октябре 2003 года выдан акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
На основании указанных документов потребителю Втюриной Т.А. осуществлялась поставка тепловой энергии с 2003 года.
АО "Теплоэнергосервис" является ресурсоснабжающей организацией и с 2012 года осуществляет поставку тепловой энергии населению г. ... , в том числе Втюриной Т.А ... Данный факт сторонами не оспаривается.
В связи с истечением межповерочного периода, истцом, как собственником жилого помещения, произведена поверка теплосчетчика, установленного в узле ввода. 31 августа 2016 года Втюриной Т.А. выдано свидетельство о поверке, согласно которому теплосчетчик прошел поверку на срок до 30 августа 2020 года.
15 сентября 2016 года Втюрина Т.А. обратилась с заявлением в Алданский филиал АО "ТЭС", в котором просила опломбировать теплосчетчик после поверки.
27 сентября 2016 года в адрес Втюриной Т.А. направлен ответ, в котором указано, что проведение обследования узла учета тепловой энергии, установленного по адресу: ... , проводится в соответствии с п.п. 64-65 "Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя".
03 октября и 25 ноября 2016 года Втюриной Т.А. направлены заявления в адрес АО "ТЭС". Ежемесячно с сентября 2016 года истцом предоставляются сведения о показаниях теплосчетчика.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции правильно исходил из того, что оснований для предоставления новой проектной документации на узел учета тепловой энергии при прохождении поверки прибором учета потребляемой теплоэнергии не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг с 01 сентября 2012 года регламентируется принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила), которые устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, и дают ряд понятий. Так, "прибор учета" - это средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов. "Узел учета" представляет собой техническую систему, состоящую из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
В соответствии с п. 5 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не предусмотрена иная точка учета.
Пункт 19 Правил регулирует, что узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" граница балансовой принадлежности - это линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
В соответствии с п. 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих правил, включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
В силу п. 44 названных Правил проект учета узла учета должен содержать, в том числе:
- копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;
- план подключения потребителя к тепловой сети;
- принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;
- план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;
- электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;
- настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);
- схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;
- монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;
- спецификацию применяемого оборудования и материалов.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, предусматривают проектирование именно узлов учета, а не индивидуального прибора учета (п. п. 38 - 51), в частности, теплосчетчика, установленного в доме истца.
Поскольку в доме истца срок поверки теплосчетчика истек, для чего потребовалась его поверка, то узел учета, согласно п. 75 вышеуказанных Правил, считается вышедшим из строя. Поэтому после его поверки требуется принятие прибора ответчиком по акту. Вместе с тем ответчик никаких мер к принятию прибора учета не принимает.
Отсутствие акта повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию свидетельствует о нарушении требований, предъявляемых к эксплуатации теплосчетчика и является следствием бездействия теплоснабжающей организации.
Более того, вышеназванные Правила коммерческого учета тепловой энергии были утверждены указанным Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с п. 9 ст. 2 которого "потребителем тепловой энергии" является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Ранее действующими Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 "потребителем тепловой энергии" признавалось юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации.
Вопреки позиции ответчика, судебная коллегия считает, что истец, являющийся собственником частного дома, не подпадает под понятие "потребителя тепловой энергии" в том смысле, который заложен в названное определение Федеральным законом "О теплоснабжении". Истец является потребителем коммунальной услуги по отоплению его жилого помещения, поэтому положения и требования, предусмотренные названными Правилами коммерческого учета тепловой энергии не распространяют свое действие на правоотношения между истцом, как лицом, потребляющим коммунальные услуги, и теплоснабжающей организацией.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что для установки индивидуального прибора учета тепловой энергии - теплосчетчика в доме истца не требуется разработка проектной документации, о которой идет речь.
Учет же объема количества такой коммунальной услуги, как тепловая энергия, предоставляемая истцу, как потребителю услуги, регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с п. 81 названных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Согласно п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Вместе с тем, п. 81(5) Правил предусмотрено, что несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. Доказательств того, что прибор учета истца не соответствует предъявленным требованиям и не может быть введен в эксплуатацию, ответчиком не представлено.
Судебная коллегия также обращает внимание, что в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Установленный у истца индивидуальный прибор учета тепла имеет свидетельство о приемке, свидетельство о поверке, зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений.
При этом доводы жалобы ответчика о том, что теплосчетчик не подлежит опломбированию, на правильность выводов решения суда не влияет и не может повлечь его отмену. В том случае если ответчик считает, что прибор учета не подлежит опломбированию он должен указать об этом в акте ввода в эксплуатацию, сославшись на требования Правил или технических регламентов.
Со стороны ответчика в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств несоответствия индивидуального прибора учета тепловой энергии в частном доме истца требованиям действующих нормативных актов, доказательств отнесения данного индивидуального прибора учета к узлу учета, установка и ввод которого требует организации коммерческого учета тепловой энергии, доказательств наличия оснований для отказа в проведении действий по документальному оформлению названного теплосчетчика.
Доводы жалобы о необоснованном взыскании в пользу истца суммы штрафа судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Учитывая, что требования истца в добровольном порядке не были удовлетворены ответчиком, судом в пользу истца обосновано взыскан штраф в размере 5000 рублей, поскольку его требования о компенсации морального вреда было удовлетворено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции в обжалованной части не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2017 года по делу по иску Втюриной Т.А. к акционерному обществу "Теплоэнергосервис" о признании действий незаконными, обязании произвести опломбирование счетчика, компенсации морального вреда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Ноева
Судьи М.М Оконешникова
А.И. Скакун
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.