Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Г.А. Сахиповой,
судей Л.М. Мусиной, С.А. Телешовой,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Шигаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда в Московском районе г.Казани на решение Московского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 03 марта 2017 года, которым иск Р.Г.Кузнецовой удовлетворен и постановлено:обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Московском районе г.Казани включить в специальный стаж Р.Г.Кузнецовой периоды работы с 01 октября 1993 года по 16 декабря 1997 года в должности акушерки в акушерской клинике Республиканского медицинского клинического объединения в исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев; с 01 октября 2016 года по 26 декабря 2016 года в должности акушерки в поликлиническом отделении ГАУЗ "Клиническая больница N2" г.Казани в календарном порядке.
Применить льготный порядок исчисления 1 год как 1 год и 6 месяцев к периоду работы с 01 апреля 1989 года по 16 сентября 1990 года - в должности акушерки акушерской клиники Казанского ГИДУВ им.Ленина; с 17 сентября 1990 года по 20 января 1991 года - периоду нахождения в отпуске по беременности и родам; с 21 января 1991 года по 30 сентября 1993 года - периоду нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с 01 сентября 2000 года по 29 декабря 2001 года - периоду работы в должности акушерки обсервации акушерского отделения в "Республиканской клинической больнице N3".
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г.Казани назначить и выплачивать Р.Г. Кузнецовой досрочную трудовую пенсию с 26 декабря 2016 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Р.Г. Кузнецовой и ее представителя Л.Г. Гатауллиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Г. Кузнецова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Московском районе г.Казани о признании права на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью.
В обоснование требований указала, что решением ответчика от 30 декабря 2016 года N 119405/16 ей было отказано в ее назначении в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет.
При этом в специальный стаж ответчик не включил следующие периоды: с 01 октября 1993 года по 16 декабря 1997 года - период работы в должности акушерки в акушерской клинике Республиканского медицинского клинического объединения; с 01 октября 2016 года по 26 декабря 2016 года - период работы в должности акушерки в поликлинического отделения ГАУЗ "Клиническая больница N2" г.Казани.
В календарном порядке ответчик включил в специальный стаж периоды работы: с 01 апреля 1989 года по 16 сентября 1990 года - период работы в должности акушерки акушерской клиники Казанского ГИВУД им.Ленина; с 17 сентября 1990 года по 20 января 1991 года - период нахождения в отпуске по беременности и родам; с 21 января 1991 года по 30 сентября 1993 года - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с 01 сентября 2000 года по 29 декабря 2001 года - период работы в должности акушерки обсервации акушерского отделения в "Республиканской клинической больнице N3".
Истец считает данный отказ незаконным и просит суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости вышеуказанные периоды работы в льготном исчислении 1 год как 1 год и шесть месяцев и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением, с 26 декабря 2016 года.
Представитель ответчика в письменном отзыве иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в части включения в специальный страховой стаж в льготном исчислении периода работы в должности акушерки акушерской клиники Казанского ГИВУД им.Ленина с 01 апреля 1989 года по 16 сентября 1990 года, а также с 17 сентября 1990 года по 20 января 1991 года - период нахождения в отпуске по беременности и родам. По мнению заявителя жалобы, судом необоснованно применено к указанным выше периодам льготное исчисление 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, поскольку согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённому Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, льготное исчисление стажа не предусмотрено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (часть 2 статьи 30 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются:
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно,
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно,
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что решением ответчика от 30 декабря 2016
года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Из специального стажа были исключены, в том числе, период работы Р.Г.Кузнецовой с 01 апреля 1989 года по 16 сентября 1990 года в должности акушерки акушерской клиники Казанского ГИВУД им.Ленина, с 17 сентября 1990 года по 20 января 1991 года - период нахождения в отпуске по беременности и родам, предоставленный за время работы в должности акушерки акушерской клиники в республиканском медицинском клиническом объединении.
Разрешая спор в части требования о включении в специальный стаж истицы в льготном (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) порядке периодов ее работы с 01 апреля 1989 года по 16 сентября 1990 года в должности акушерки 1 акушерской клиники Казанского ГИВУД им.Ленина, суд первой инстанции суд исходил из наличия установленных законом оснований для удовлетворения иска в этой части требований.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами.
Согласно архивной справке от 02 июня 2016 года N 94-2ар Р.Г. Кузнецова (ранее Сафиуллина) работала в должности акушерки 1 акушерской клиники Казанского государственного института усовершенствования врачей (ГИДУВ) на 1,0 ставки с 01 апреля 1989 года.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.
Этим же Постановлением были утверждены Правила исчисления сроков выслуги, согласно которым среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров год работы в этих должностях и подразделениях должен быть засчитан как год и 6 месяцев.
Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, которым был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые вступили в силу с 1 ноября 1999 года.
Пунктом 3 вышеприведенного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 ноября 1999 года N 395 (действие которого распространяется на периоды до 1 ноября 1999 года), была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, где в пункте 1.8.1 указана клиника высшего медицинского образовательного учреждения.
В пункте 2 этой же Номенклатуры указывается, что учреждения, входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений или подчиненные медицинским вузам, являются клиниками. При этом также указывается, что лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями, не менее чем на 50%, являются клиническими учреждениями (отделениями).
Лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются клиниками.
Таким образом, с учетом положений приведенных выше нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости зачета в специальный стаж истицы в льготном исчислении периодов ее работы в должности акушерки 1 акушерской клиники Казанского ГИВУД им.Ленина.
В связи с тем, что трудовая деятельность истицы до предоставления отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком протекала в отделениях хирургического профиля стационаров, и периоды работы, предшествовавшие отпускам по беременности и родам и отпускам по уходу за ребенком включены судом в стаж в льготном порядке (один год работы за один год и шесть месяца), сами периоды отпусков по беременности и родам, а также отпусков по уходу за ребенком, предоставленных до 06 октября 1992 года, включены ответчиком в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы. Каких-либо ограничений и оговорок о порядке исчисления таких периодов законодательство не содержит.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции правильно обязал ответчика включить оспариваемые периоды в специальный стаж истицы в льготном исчислении и назначить истице страховую пенсию с момента обращения за ней - с 26 декабря 2016 года, поскольку с учетом включенных судом периодов специальный стаж истицы превышает установленные законом 30 лет.
В целом изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истицы указанных выше спорных периодов в льготном исчислении являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Решение суда в остальной части не обжалуется, соответствующих доводов апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 03 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда в Московском районе г.Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.