Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.,
с участием прокурора Щелкуновой О.М.,
при секретаре Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Межмуниципального управления МВД России "Красноярское" к Андриянову ВД. об изменении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и освобождении от выплаты Андриянову В.Д. ежемесячной денежной компенсации по исполнительному листу, выданному на основании решения Центрального районного суда г.Красноярска от 11 мая 2011 года,
по апелляционной жалобе представителя истца Межмуниципального управления МВД России "Красноярское" Батищевой Е.В.,
по апелляционному представлению и.о. Шарыповского межрайонного прокурора Кулешова А.О.,
на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 09 марта 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Межмуниципального управления МВД России "Красноярское" к Андриянову ВД. об изменении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и освобождении от выплаты Андриянову В.Д. ежемесячной денежной компенсации по исполнительному листу, выданному на основании решения Центрального районного суда г.Красноярска от 11 мая 2011 года, - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МУ МВД России "Красноярское" обратилось в суд с иском к Андриянову В.Д. об изменении выплаты ежемесячной денежной компенсации, порядок определения размера которой установлен решением Центрального районного суда г.Красноярска от 11.05.2011 года.
Требования мотивированы тем, что возложенная на истца указанным решением суда обязанность по выплате денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью ответчика не была поставлена в непосредственную зависимость от степени утраты профессиональной трудоспособности. Однако, 12 мая 2015 года был принят Федеральный закон N 15-ФЗ "О внесении изменений в статью 43 Федерального закона "О полиции", вступивший в силу 24.02.2015 года, в соответствии с которым размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания за стаж службы, принимаемых для исчисления пенсии, в твердой денежной сумме в зависимости от группы инвалидности. Таким образом, размер подлежащей выплате Андриянову В.Д. ежемесячной денежной компенсации составит 11.700 рублей.
Поскольку в связи с изменением обстоятельств, влияющих на определение размера платежей, возникла необходимость в изменении размера платежей по указанному решению суда, просит в порядке ч. 3 ст. 209 ГПК РФ изменить размер денежной компенсации, взыскиваемой с МУ МВД России "Красноярское" по решению Центрального районного суда г.Красноярска от 11.05.2011г., установив ее в размере 11.700 рублей и освободить МУ МВД России "Красноярское" от выплаты ежемесячной денежной компенсации в размере, установленном вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Красноярска от 11.05.2011г.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца МУ МВД России "Красноярское" Батищева Е.В. и в апелляционном представлении и.о. Шарыповского межрайонного прокурора Кулешов А.О. просят отменить решение суда первой инстанции, как вынесенное с нарушением норм материального права. Доводы апелляционных жалобы и представления мотивированы тем, что выплата ежемесячной денежной компенсации на будущее время назначена судом до вступления в силу ФЗ от 12.02.2015г. N 15-ФЗ, предусматривающего новый порядок ее исчисления, в связи с чем возникли обстоятельства, влияющие на размер компенсации на будущее время, что не было учтено судом первой инстанции.
Проверив материалы дела, решение суда, заслушав объяснения представителя Межмуниципального управления МВД России "Красноярское" Батищевой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Щелкуновой О.М., поддержавшей доводы апелляционного представления и полагавшей необходимым решение суда отменить, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно ч.4 ст.29 Закона РФ "О милиции" в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Разработанная в соответствии с указанной нормой Закона РФ "О милиции" Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденная приказом МВД России от 15 октября 1999г. N805, действовавшая на момент увольнения Андриянова В.Д. со службы и утратившая силу в связи с изданием приказа МВД России от 18 июня 2012г. N 590, определяла порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам органов внутренних дел или их близким.
Пунктом 21 названной Инструкции установлено, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (п.п. "ж" и "з" ст. 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
По смыслу п.21 Инструкции, принятого в развитие ч.4 ст.29 Закона РФ "О милиции", ежемесячная денежная компенсация выплачивается при наличии совокупности двух ранее указанных условий.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 17.03.2001г. Андриянов В.Д., находясь на службе в Чеченской Республики, получил травму, которая согласно заключению о результатах служебной проверки, утвержденной командиром мобильного отряда МВД РФ по Чеченской Республики 29.04.2001г., признана как полученная при исполнении служебно-боевой задачи в ходе проведения антитеррористической операции в Северо-Кавказском регионе.29.09.2005г. заключением ВВК МСЧ ГУВД по Красноярскому краю истец признан ограниченно годным к военной службе.
С 2005г. истец признавался учреждением медико-социальной экспертизы инвалидом с причиной - военная травма.
06.10.2005г. истец был уволен из органов внутренних дел по п. "з" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992г. N N, по ограниченному состоянию здоровья.
18.10.2005г. истцу назначена пенсия за выслугу лет.
01.05.2011г. учреждением медико-социальной экспертизы истцу установлена третья группа инвалидности с причиной - военная травма, без срока переосвидетельствования.
Решением Центрального районного суда г.Красноярска от 11.05.2011г. истцу была определена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью по основаниям, предусмотренным ст.29 Закона РФ "О милиции", взыскана единовременно сумма 554.683,70 руб., возложена обязанность выплачивать Андриянову В.Д. с 01.05.2011г. денежную компенсацию вреда здоровью в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по инвалидности и денежным довольствием, в размере 14.716 руб. 34 коп. с последующим перерасчетом размера возмещения вреда его здоровью в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих не службе.
С 01 марта 2011г. вступил в действие Федеральный закон от 7 февраля 2011г. N 3-ФЗ "О полиции".
Статьей 1 ФЗ от 12 февраля 2015г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в статью 43 Федерального закона "О полиции", вступившим в силу 24 февраля 2015 года, в ч.6 ст.43 указанного Закона были внесены изменения, в соответствии с которыми при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3.
Таким образом, принимая во внимание изложенные выше положения закона и положения нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения на дату принятия судом первой инстанции решения по иску Андриянова В.Д. от 11.05.2011г., а также обстоятельства, свидетельствующие о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии с законодательством РФ, действующим до вступления в силу вышеуказанных изменений от 12.02.2015г., учитывая, что Закон РФ N 15-ФЗ от 12.02.2015г. не распространил свое действие на сотрудников, которым такое возмещение было назначено по нормам ранее действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
При этом, суд обоснованно указал, что выплата компенсации должна производиться в порядке, установленном вступившим в законную силу решением суда от 11 мая 2011г., поскольку введение нового порядка применимо к правоотношениям, возникшим после указанных изменений законодательства. Кроме того, Андриянов В.Д. не обращался к истцу с заявлением о назначении и выплате ему ежемесячной денежной компенсации, рассчитанной в соответствии с положениями ФЗ "О полиции", также как и не обращался с заявлением о применении в отношении него нового порядка начисления компенсации.
Также суд обоснованно исходил из того, что право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, возникло у Андриянова В.Д. на основании норм Закона РФ от 18.04.1991г. N 1026-1 "О милиции", действовавшего на момент увольнения его со службы и утратившего силу с 01.03.2011г. в связи с введением в действие Федерального закона от 07.02.2011г. N 3-ФЗ "О полиции", в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что изменения с 24.02.2015г. механизма назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью сотрудникам органов внутренних дел, закрепленным в ч.6 ст.43 ФЗ "О полиции", и установление нового правового регулирования, определяющего порядок расчета размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью сотруднику, не должны повлечь за собой, тем более в сторону уменьшения, изменение размера ежемесячной денежной компенсации вреда здоровью, взысканной Андриянову В.Д. решением суда от 11 мая 2011 года, так как согласно общим правилам действия нормативных актов во времени к правоотношениям, возникшим до введения в действие нового нормативного акта, если его положениям не придано обратной силы, применяются положения ранее действовавшего нормативного акта, хотя и признанного утратившим силу.
Доводы апелляционных жалобы и представления, направленные на оспаривание указанных выводов суда первой инстанции, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права. Ссылка истца на установленный Федеральным законом от 12.02.2015г. N 15-ФЗ новый порядок исчисления единовременной денежной выплаты в возмещение вреда здоровью, с учетом которого при отсутствии у истца стойкой утраты трудоспособности размер выплаты составит 11.700 руб. вместо выплачиваемых по решению суда 14.716 руб. 34 коп., является несостоятельной, так как Андриянов В.Д. с заявлением о назначении и выплате ему компенсации в возмещение вреда здоровью по новому правовому регулированию не обращался, предусмотренных законом оснований для прекращения выплаты по вступившему в законную силу решению суда не имеется.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, не противоречат материалам дела, основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права. Нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарыповского городского суда от 09 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Межмуниципального управления МВД России "Красноярское" Батищевой Е.В. и апелляционное представление и.о. Шарыповского межрайонного прокурора Кулешова А.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.