Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макаровой Ю.М.
судей Кучеровой С.М., Деева А.В.
при секретаре Бацунине Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,
по апелляционной жалобе администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края на заочное решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 06 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края удовлетворить.
Обязать администрацию Мининского сельсовета "адрес" ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенной в долине "адрес".
Установить срок исполнения судебного решения по данному требованию в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Кучеровой С.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с требованиями обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные в долине "адрес".
Требования иска мотивированы тем, что в ходе натурного обследования "дата" в долине "адрес", установлены несанкционированные свалки примерной площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м. Указанная свалка нарушает требования установленные федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Судом первой инстанции постановленовышеуказанное заочное решение.
В апелляционной жалобе администрация Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края просит заочное решение суда отменить, считая его принятым с нарушением норм материального права. В обоснование ссылается на то, что истец не наделен полномочиями и правами на обращение в суд за защитой законных интересов иных лиц. Считает, что уборка несанкционированных свалок в полномочия органа местного самоуправления не входит, поскольку образуются по вине конкретных лиц и в рамках закона об отходах производства к сбору и транспортировке не относится.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя истца Авсиевича Л.С., действующего на основании доверенности N МПМ1-06664 от 30.12.2016 г., считающего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, считая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие остальных участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся и не сообщивших о причинах неявки, Судебная коллегия считает решение подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,?59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям закона оспариваемое решение не отвечает.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе натурного обследования "дата" в долине "адрес", установлены несанкционированные свалки примерной площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м. На свалке обнаружены отходы различного вида: строительный мусор, пакеты, бутылки, картонная бумага, автомобильные шины, данное подтверждается актом обследования N от "дата".
Согласно план - схеме земельного участка свалка расположена в п. Минино Емельяновского района, на территории Мининского сельсовета Емельяновского района.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что свалка является несанкционированной, размещена на территории муниципального образования Мининского сельсовета, что свидетельствует о несоблюдение требований природоохранного законодательства, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем удовлетворил исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Судебная коллегия считает выводы суда ошибочными в силу следующего.
Согласно п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (долее по тексту - ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В силу п. "Л" ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 г. N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующее законодательство не содержит прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, по организации и сбору бытовых отходов и мусора на территории в границах территории муниципального образования.
Таким образом, в случае невозможности установить собственника бытовых отходов, на органы местного самоуправления соответствующего муниципального района законом возложена обязанность осуществлять ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на его территории.
Учитывая вышеприведенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, а также отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок, на которой размещена несанкционированная свалка, находится в собственности физического или юридического лица, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Мининский сельсовет Емельяновского района не может являться надлежащим ответчиком, на которого может быть возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов на территории Минининского сельсовета Емельяновского района.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что неправильное применение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) повлекло за собой ошибочный вывод суда об удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 06 декабря 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.