Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре Гурулёвой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества "Сибирьэнергоремонт" к Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
акционерное общество "Сибирьэнергоинжиниринг" (далее - АО "Сибирьэнергоинжиниринг"), арендующее земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположенный по адресу:
"данные изъяты", обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) об установлении кадастровой стоимости названного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 59 553 000 рублей, а также о возложении на Управление Росреестра по Красноярскому краю обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, соответствующей его рыночной стоимости.
В обоснование заявленного требования административный истец сослался на то, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, а это влечёт взимание необоснованно высокой арендной платы.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 3 апреля 2017г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Красноярска и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю.
Определением Красноярского краевого суда от 20 апреля 2017г. произведена замена АО "Сибирьэнергоинжиниринг" его правопреемником - акционерным обществом "Сибирьэнергоремонт" (далее - АО "Сибирьэнергоремонт").
В судебное заседание представители Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей АО "Сибирьэнергоремонт" Судаковой Е.Г., Матросова А.М., поддержавших заявленное требование, представителя администрации города Красноярска Харисовой М.Х., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском срока на обращение в суд, исследовав материалы дела, Красноярский краевой суд пришёл к следующим выводам.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12). Кадастровая стоимость также может быть установлена путём оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3). Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены, в частности, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 2 статьи 24.18). Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (абзац 3 части 11 статьи 24.18).
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты" расположенный по адресу: "данные изъяты", передан департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в аренду АО "Сибирьэнергоинжиниринг" (правопреемником которого в связи с реорганизацией является АО "Сибирьэнергоремонт") сроком до "данные изъяты" По условиям договора аренды от 11 ноября 2016 г. арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка (л.д. 33 - 47).
Согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости данный участок входит в состав земель населенных пунктов, разрешённое использование: "в целях эксплуатации нежилых зданий и сооружений", его кадастровая стоимость составляет 197 536 899 рублей 66 копеек (л.д. 41,48).Такая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2011 г. утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края".
Из отчёта оценщика от 5 декабря 2016 г. N 3004 усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 59 553 000 рублей (л.д. 53 - 181).
Указанный отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а определённая в нём стоимость объекта оценки подтверждена экспертом, о чём имеется положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Деловой союз оценщиков" от 19 декабря 2016 г. N 6913 (л.д. 182 - 203).
Оснований не согласиться с выводами оценщика не имеется. Доказательств, опровергающих эти выводы, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
АО "Сибирьэнергоремонт" является плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие его действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Представителем администрации города Красноярска заявлено о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
Часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действительно, предусматривает, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости оспариваемые административным истцом результаты кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 27 января 2012 г. (л.д. 48), а с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд только 30 марта 2017 г., то есть с пропуском установленного законом срока.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был передан АО "Сибирьэнергоинжиниринг" в аренду лишь 11 ноября 2016 г., а уже 29 декабря 2016 г. данное акционерное общество обратилось в установленном порядке с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости этого земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (л.д. 49 - 51), но поскольку указанная комиссия заявление отклонила, административный истец обратился в суд.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
С учётом приведённых выше обстоятельств, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
Таким образом, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей подлежат удовлетворению.
При этом суд не усматривает оснований для удовлетворения требований АО "Сибирьэнергоремонт" о возложении на Управление Росреестра по Красноярскому краю обязанности внести новую кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости, поскольку такая обязанность возникает у органа кадастрового учёта в силу частей 1 и 2 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности лишь после завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости. Данных, указывающих на то, что орган кадастрового учёта может не исполнить возложенную на него законом обязанность, не имеется.
Сведения о новой кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). При этом датой подачи АО "Сибирьэнергоремонт" заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то есть 29 декабря 2016 г.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости в размере 59 553 000 рублей, определённой по состоянию на 1 января 2011 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 29 декабря 2016 года.
В удовлетворении требований административного истца о возложении на Управление Росреестра по Красноярскому краю обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.