Заместитель председателя Красноярского краевого суда Бугаенко Н.В., рассмотрев жалобу Аслановой С.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 104 в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 23 декабря 2016 года и решение судьи Назаровского городского суда Красноярского края от 01 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении АСЛАНОВОЙ С.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 104 в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 23 декабря 2016 года Асланова С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Назаровского городского суда Красноярского края от 01 марта 2017 года вышеуказанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Аслановой С.И. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд в порядке ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ, Асланова С.И. просит отменить вынесенные в отношении нее постановление, решение по делу об административном правонарушении и указывает на то, что состав административного правонарушения в ее действиях отсутствует; не дана оценка правомерности составления в отношении нее, как судебного пристава-исполнителя, протокола об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ; в нарушение п.7 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в решении судьи от 01 марта 2017 года не указан срок его обжалования; судом оставлены без внимания доводы о том, что она не является субъектом административного правонарушения, поскольку как судебный пристав-исполнитель не вправе рассматривать и подписывать ответы на обращения граждан и представителей организаций, на это уполномочен начальник отдела - старший судебный пристав-исполнитель, или должностное лицо, исполняющее его обязанности, или его заместители.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу состоявшиеся по делу судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции Российской Федерации).
Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб) граждан установлен и регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
На основании ч.1 ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч.3 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В силу ст.15 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность, предусмотренную ст.5.59 КоАП РФ.
Квалифицируя действия Аслановой С.И. по ст.5.59 КоАП РФ, мировой судья установил, что Асланова С.И., являясь судебным приставом-исполнителем ОСП по Назаровскому району Красноярского края, в нарушение ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в течение 30 дней со дня принятия письменного обращения не представила ответ на заявление ФИО1 о предоставлении информации о проведенных действиях исполнительного характера по исполнительным документам.
Вместе с тем, признавая Асланову С.И. виновной в совершении правонарушения, мировой судья не дал надлежащей оценки обстоятельствам имеющим значение для дела.
В соответствии с ч.2 ст.29.7 КоАП РФ дело рассматривается по существу на основании протокола об административном правонарушении (постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении).
Протокол об административном правонарушении или постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении определяют объем инкриминируемых лицу действий и их юридическую квалификацию.
Постановлением Назаровского межрайонного прокурора от 28 ноября 2016 года о возбуждении дела об административном правонарушении нарушение ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" инкриминировано судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Назаровскому району Аслановой С.И.
Исходя из имеющегося в деле должностного регламента (типовой) обязанность по организации работы по рассмотрению поступивших в отдел обращений граждан и представителей организаций, жалоб в порядке подчиненности, в срок установленный действующим законодательством, принятие мер по устранению выявленных в ходе рассмотрения нарушений, а также обеспечение надлежащего уведомления заявителей о результатах рассмотрения путем направления ответов, постановлений за своей подписью, возложена на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, за что он несет ответственность, установленную действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что ответ на обращение ФИО1 дан от имени начальника отдела судебных приставов по Назаровскому району.
Должностным регламентом (типовой) судебного пристава-исполнителя структурного подразделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю установлено, что судебный пристав-исполнитель обязан, в частности, рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъяснять сроки и порядок их обжалования (п.3.5.14).
Таким образом, исходя из характера, поступившего обращения ФИО1, полномочий и обязанностей, определенных должностным регламентом судебного пристава-исполнителя, положений ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также положений ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", в которой определены обязанности и права судебных приставов-исполнителей, Асланова С.И., являющаяся судебным приставом-исполнителем, не может быть признана субъектом инкриминированного правонарушения.
Тот факт, что у судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Назаровскому району Аслановой С.И. отсутствовали полномочия для дачи ответа на заявление гражданина, оставлен судом без внимания.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом вышеизложенного, постановление мирового судьи судебного участка N 104 в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 23 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении Аслановой С.И. подлежит отмене.
Поскольку при пересмотре постановления мирового судьи допущенным по делу нарушениям и доводам жалобы надлежащая оценка не дана, решение судьи Назаровского городского суда Красноярского края от 01 марта 2016 года также следует отменить.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении следует прекратить в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 104 в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 23 декабря 2016 года и решение судьи Назаровского городского суда Красноярского края от 01 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении АСЛАНОВОЙ С.И. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Красноярского краевого суда Н.В.Бугаенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.