Судья Красноярского краевого суда Пташник И.П., рассмотрев в судебном заседании 25 мая 2017 года жалобу законного представителя АО "Санаторий "Красноярское Загорье" Емельяновой Е.С. на решение судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 15.03.2017 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ в отношении Акционерного общества (далее по тексту- АО) "Санаторий "Красноярское Загорье"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе- главного государственного санитарного врача по Балахтинскому и Новоселовскому районам Красноярского края N329 от 27 января 2017 года, юридическое лицо- АО "Санаторий "Красноярское Загорье" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно постановлению, обнаружено при рассмотрении документов в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе по адресу: "адрес""а" 09.01.2017 г. в 13 часов 10 минут в ОА "Санаторий "Красноярское Загорье", столовая, "адрес" нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению в организации общественного питания, выразившееся в нарушении требований ст.17 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (так в тексте л.д.12-15).
Решением судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 15 марта 2017 года, вышеуказанное постановление, оставлено без изменения, а поданная на него жалоба, без удовлетворения.
В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.2-30.8 КоАП РФ, законный представитель АО "Санаторий "Красноярское Загорье" Емельянова Е.С. просит отменить принятые по делу постановление и последующее судебное решение, поскольку внеплановая проверка Роспотребнадзором была проведена незаконно, вне его компетенции, при этом, факты каких-либо нарушений юридическим лицом действующих норм и правил, подтверждения не нашли.
На жалобу Емельяновой Е.С. представителем территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе Похабовой Е.Г. были поданы возражения, в которых указывается на необоснованность доводов жалобы.
Рассмотрев доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании защитником АО "Санаторий "Красноярское Загорье" Колтович О.В., проверив материалы дела, полагаю принятые по делу постановление и судебное решение, подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По настоящему делу требования указанной нормы права нарушены, имеющим значение обстоятельствам дела, представленным доказательствам, несоблюдению должностным лицом административного органа действующего законодательства, судом надлежащая оценка не дана.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов, установлены Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Из материалов дела следует, что 15 декабря 2016 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе вынесено определение N16133 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Основанием для вынесения указанного определения, как следует из текста данного процессуального документа, явилось обращение граждан, что АО "Санаторий "Красноярское Загорье" осуществляет деятельность связанную с оказанием услуг общественного питания в организации общественного питания- столовой, с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, барах и других местах).
Между тем, согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса), являются лишь поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Исходя из буквального толкования закона, для признания возбуждения дела об административном правонарушении правомерным, необходим не только повод, предусмотренный частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, но и иные достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, поступление в орган государственного контроля (надзора) одних лишь заявлений физических лиц, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении являться не может.
По настоящему делу ни в определении главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе N16133 от 15.12.2016 года, ни в других материалах нет сведений о получении должностным лицом надзорного органа до возбуждения дела достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о возникновении угрозы причинения вреда или о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, является основанием для проведения внеплановой проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ.
Статьей 28.7 КоАП РФ предусмотрено проведение административного расследования в случае, если после выявления административного правонарушения, в том числе в области законодательства санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении временем совершения правонарушения указано 09.01.2017 года, следовательно, правонарушение было выявлено 09.01.2017 года, тогда как определение N16133 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе вынесено еще 15.12.2016 года. При таких обстоятельствах, возбуждение дела об административном правонарушении при отсутствии установленных положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для этого, нельзя признать законным. Проведение проверочных мероприятий и административного расследования до выявления административного правонарушения, противоречит положениям статьи 28.7 КоАП РФ и нарушает права юридического лица.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе фактически в отношении АО "Санаторий "Красноярское Загорье" проведена внеплановая проверка, при этом, порядок организации и проведения подобной проверки, предусмотренный Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, соблюден не был.
Согласно требованиям ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008г. N294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Судьей, в ходе рассмотрения жалобы, эти факты оставлены без внимания, как и доводы о том, что организацию питания в АО "Санаторий "Красноярское Загорье" осуществляет, согласно представленным в материалы дела соответствующему договору, ООО "Неон".
При таких обстоятельствах, принятые по делу постановление и последующее решение судьи, не могут быть признаны законными, обоснованными и подлежат отмене. Производство по делу следует прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе- главного государственного санитарного врача по Балахтинскому и Новоселовскому районам Красноярского края N329 от 27 января 2017 года, а так же решение судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 15 марта 2017 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ в отношении АО "Санаторий "Красноярское Загорье", отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Красноярского краевого суда Пташник И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.