Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе защитника Стручалиной Е.Ю. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожного надзора отдела ГИБДД Межмуниципального управления МВД России "Красноярское" от 01 марта 2017 года Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (далее КГКУ "КрУДор") привлечено к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Из постановления следует, что КГКУ "КрУДор" не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги "Красноярск-Енисейск" на участках, проходящих через населенный пункт - г. Лесосибирск Красноярского края:
в нарушение требований абзаца 1 п. 4.6.2.1 ГОСТ Р 33151-2014
"Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения" отсутствует стационарное электрическое освещение на участке автодороги с 275км.+750 м. по 284км.+840 м. и с 302км. +400 м. по 304 км.+ 045 м.;
в нарушение требований п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" отсутствуют пешеходные дорожки (тротуары) на участке автодороги с 275км.+750 м. по 284км.+840, с 284 км.+840 м. по 292 км. +300м. и с 292 км.+301 м. по 304 км.+ 045 м.
Нарушения выявлены ОГИБДД ОМВД России по г. Лесосибирску.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2017 года постановление изменено, исключено указание о признании КГКУ "КрУДор" виновным в нарушении требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", действия КГКУ "КрУДор" переквалифицированы на ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 07.03.2017 N 26-ФЗ, по которой назначено наказание с применением п.п.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, с которой обратилась в Красноярский краевой суд в соответствии с положениями ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, защитник Стручалина Е.Ю. просит решение суда и постановление по делу об административном правонарушении отменить, указывает, что национальные стандарты, согласно требованиям законодательства, применяются на добровольной основе, строительство автомобильной дороги осуществлено в соответствии с проектом, который прошел необходимые согласования, в деле не имеется доказательств того, что указанный в постановлении участок автомобильной дороги проходит в пределах населенного пункта, устройство уличного освещения в населенном пункте входит в компетенцию органов местного самоуправления, протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным на это инспектором ОГИБДД, по делу нарушен порядок возбуждения и проведения административного расследования, сроки составления протокола об административном правонарушении.
В судебное заседании защитник Стручалина Е.Ю. при надлежащем извещении не явилась, представитель МУ МВД России "Красноярское" Чихачев С.А. возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу, что решение судьи и постановление по делу об административном правонарушении в отношении КГКУ "КрУДор" являются законными и обоснованными и отмене либо изменению не подлежат.
Как это установлено ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статьей 12 данного Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Как установлено ст.ст. 6 и 7 названного Закона, защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что требования стандартов в области безопасности дорожного движения, имеющие своей целью защиту жизни и здоровья граждан, подлежат применению.
Приказом Росстандарта от 23.07.2015г. N 959-ст с 1 июля 2015 года в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации введен в действие ГОСТ 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения" с правом досрочного применения. Данный национальный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), устанавливает технические требования к ним и правила применения.
Обязательность применения положений указанного национального стандарта следует из приведенных выше положений законодательства в их взаимосвязи и обусловлена его направленностью на защиту жизни и здоровья граждан.
В соответствии с п.4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 стационарное электрическое освещение (далее - искусственное освещение) устраивают на участках дорог в населенных пунктах.
Как установлено п.1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п.5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильной дороги.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 15 сентября 2015 года автомобильная дорога "Красноярск- Енисейск", протяженностью 316340 м. принадлежит на праве оперативного управления КГКУ "КрУДор".
Следовательно, исходя из положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, обязанность по содержанию указанной автомобильной дороги лежит на КГКУ "КрУДор", в том числе и на тех ее участках, которые проходят по территории населенных пунктов. Соответственно, устройство освещения на перечисленных в постановлении участках автомобильной дороги также входит в компетенцию юридического лица. Доводы жалобы в это части несостоятельны.
В силу обязательности требований ГОСТ 33151-2014 об устройстве стационарного электрического освещения на участках дорог общего пользования в населенных пунктах, доводы рассматриваемой жалобы о том, что такое освещение не было предусмотрено проектом, в соответствии с которым осуществлялось строительство автомобильной дороги, основанием к отмене с состоявшихся решений не являются.
Отсутствие освещения на участках автодороги "Красноярск- Енисейск" в границах г. Лесосибирска по состоянию на 23 января 2017 года достоверно установлено актом выявления недостатков в содержании автомобильной дороги с прилагаемыми фотоматериалами (л.д 53-65). Каких-либо неясносей, в этой части не усматривается. Оснований полагать, что перечисленные в постановлении участки автодороги не проходят по территории населенного пункта, не имеется.
Несостоятельны также доводы о том, что инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Лесосибирску не был уполномочен составлять протокол об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.34 КоАП РФ входит в компетенцию органов внутренних дел (полиции).
Соответственно должностные лица полиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.34 КоАП РФ.
Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно п. 3.9 Перечня, правом составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 12.34 КоАП РФ наделены должностные лица управлений (отделов, отделений) ГИБДД.
Как установлено п. 31 "Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185, исполнение государственной функции сотрудником ГИБДД включает в себя составление протокола об административном правонарушении.
В этой связи, выявив при исполнении государственной функции по обеспечению безопасности дорожного движения на подведомственной территории факт ненадлежащего содержания автомобильной дороги, инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Лесосибирску правомерно возбудил дело об административном правонарушении и составил протокол об административном правонарушении.
В дальнейшем, поскольку объективная сторона правонарушения выражается в форме бездействия, протокол был обоснованно передан на рассмотрение в подразделение ГИБДД по месту нахождения допустившего бездействие юридического лица- КГКУ "КрУДор".
Существенного нарушения предусмотренных законом процессуальных требований не допущено.
Усматривается, что административной расследование по делу фактически не проводилось, поэтому ссылка на нарушение порядка его проведения, порядка вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, отмену постановления и решения суда не влечет. Равным образом не влекут отмену постановления доводы о нарушении установленных сроков составления протокола об административном правонарушении, поскольку данные сроки пресекательными не являются. Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по настоящему делу не нарушен.
Наказание, которое определено КГКУ "КрУДор" с учетом изменений, внесенных решением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска, следует признать справедливым.
Оснований для освобождения КГКУ "КрУДор" от установленной ответственности, в том числе ввиду отсутствия вины в правонарушении не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2017 года и постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожного надзора отдела ГИБДД Межмуниципального управления МВД России "Красноярское" от 01 марта 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении Краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" оставить без изменения, жалобу защитника Стручалиной Е.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда: Ю.А. Жихарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.