Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Матакаевой С.К.,
судей: Сыч О.А., Лайпанова А.И.,
при секретаре судебного заседания Баден И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов К.Х.Н., К.З.Х., К.Д.Х., К.Н.П. на решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 ноября 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению К.Х.Н., К.З.Х., К.Д.Х., К.Н.П. к администрации Адыге - Хабльского муниципального района по Карачаево-Черкесской Республике, Управлению Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшими от стихийного бедствия и включении в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения истцов Камаладинова Х.Н., Камалединова З.Х., Камаладинова Д.Х., представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства финансов Российской Федерации - Кубековой Д.К., действующей на основании доверенности N N ... от 11 января 2016 года, Правительства Карачаево-Черкесской Республики - Грабцевич А.В., действующей на основании доверенности N N ... от 11 января 2017 года, представителя Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике - Абдулхамидова А.С-М., действующего на основании доверенности N ... от 16 марта 2017 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Камаладинов Х.Н., Камалединов З.Х., Камаладинов Д.Х. и Камаладинова Н.П. обратились в суд с иском к администрации Адыге - Хабльского муниципального района по Карачаево-Черкесской Республике о признании пострадавшими от стихийного бедствия и включении в списки граждан на получение финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества.
В обоснование заявленных требований указали, что домовладение, расположенное в "адрес" по "адрес", в котором они проживают, подверглось воздействию стихийного бедствия, произошедшего 30-31 мая 2015 года в Адыге-Хабльском районе, в результате которого произошло частичное разрушение жилого дома и надворных построек, пострадало имущество, в том числе предметы первой необходимости. Комиссией, производившей осмотр не в полном составе, был произведен лишь внешний осмотр принадлежащего им домовладения, исследование внутри дома не проводилось. Для получения предусмотренных законом выплат они обратились в администрацию Адыге-Хабльского муниципального района с заявлением о предоставлении финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. Однако в сентябре 2015 года они узнали, что ответчик не включил их в списки на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. На заявление о предоставлении мотивированного отказа в выплате финансовой помощи, 24 мая 2016 года ими получен ответ за N ... , что акт обследования их домовладения не проводился. С учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просили суд признать Камаладинова Х.Н., Камалединова З.Х., Камаладинова Д.Х. и Камаладинову Н.П. пострадавшими в ходе чрезвычайного происшествия; обязать Администрацию Адыге-Хабльского района включить их в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества; обязать Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительство Карачаево-Черкесской Республики утвердить и согласовать списки и сводные данные на Камаладинова Х.Н., Камалединова З.Х., Камаладинова Д.Х. и Камаладинову Н.П. для обращения в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований; обязании Правительства Российской Федерации выделить бюджетные ассигнования из резервного фонда для оказания финансовой помощи в размере 50 000 рублей на каждого.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчиков были привлечены Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, Правительство Карачаево-Черкесской Республике, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, в качестве третьих лиц - Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республики (правопреемник ТП ОФМС России по КЧР), орган опеки и попечительства отдела образования администрации Адыге-Хабльского МР и администрация Эрсаконского сельского поселения.
В судебном заседании истцы Камаладинов Х.Н., Камалединов З.Х., Камаладинов Д.Х.и их представитель - Дзыба Д.М. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представители администрации Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики, Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР, МЧС России, Управления КЧР по обеспечению мероприятий ГО, ПЛЧС и ПБ иск не признали, просили суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Третье лицо - Глава Эрсаконского сельского поселения А.К. в суде не возражал против удовлетворения исковых требований.
Истец Камаладинова Н.П., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не явилась, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель третьего лица - Министерства внутренних дел по КЧР, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки не уведомил.
Решением Адыге-Хабльского районного суда КЧР от 11 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцов содержится просьба об отмене принятого судом первой инстанции решения и вынесении нового решения об удовлетворении их требований в полном объеме в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права. Считают, что пострадавшим от стихийного бедствия не была своевременно предоставлена достоверная информация о порядке получения единовременной и финансовой помощи. Шаблоны образцов заявления неоднократно менялись и в результате недобросовестных действий должностных лиц заявления пострадавших, переписанные несколько раз и написанные в итоге коллективно, не были учтены при составлении списков. Выражают несогласие и с результатом работ созданных комиссий по установлению и учету жилых домов граждан, пострадавших от стихии, согласно которых по результатам обследования их домовладения имущество первой необходимости потеряно не было, что не соответствует действительности, так как исследование внутри дома комиссией не проводилось, а был осуществлен только его наружный осмотр.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Правительство КЧР и Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КЧР просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истцы Камаладинов Х.Н., Камалединов З.Х. и Камаладинов Д.Х. полностью поддержали требования апелляционной жалобы и просили ее удовлетворить, решение суда отменить.
В суде апелляционной инстанции представитель Управления Федерального казначейства по КЧР - Эрикенова Р.А. просила решение оставить без изменения, а жалобу истцов без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства внутренних дел по КЧР - Абдулхамидов А.С-М. просил решение оставить без изменения, а жалобу истцов без удовлетворения.
Представитель Правительства КЧР Грабцевич А.В. просила решение оставить без изменения, а жалобу истцов без удовлетворения.
Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий - Кубекова Д.К. просила решение оставить без изменения, а жалобу истцов без удовлетворения.
Представители администрации Эрсаконского СП, Администрации Адыге-Хабльского МР КЧР, Министерства финансов РФ, истец Камаладинова Н.П. извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, учитывая, что все участвующие в деле лица были извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что 30-31 мая 2015 года на территории населенных пунктов Адыге-Хабльского МР КЧР, в том числе в ауле Ново-Кувинск, произошло чрезвычайное стихийное бедствие - подтопление и повреждение жилых домов вследствие дождя, сопровождавшегося градом и сильным шквалистым ветром. 30 мая 2015 года распоряжением Главы Администрации Адыге-Хабльского муниципального района N 40 "О создании рабочих комиссий при Администрации Адыге-Хабльского муниципального района по обследованию объектов, домовладений, сельскохозяйственных угодий, поврежденных в результате ливневого дождя с градом 30 мая 2015 года" по Эрсаконскому сельскому поселению, куда входит а. Ново-Кувинск, была создана рабочая комиссия. Камаладинов Х.Н. обратился к Главе Эрсаконского СП с письменным заявлением о включении в список граждан на единовременную материальную помощь от чрезвычайной ситуации его и членов его семьи: сына - Камалединова З.Х., сына - Камаладинова Д.Х. и супругу - Камаладинову Н.П. и указанную выплату на состав семьи получил.
Обратившись с настоящим иском, истцы просили признать их пострадавшими от стихийного бедствия и включить в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества
Отказывая в удовлетворении требований истцов, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания истцов пострадавшими в результате ливневых дождей 30-31 мая 2015 года в а. Ново-Кувинск, в связи с частичной утратой имущества не имеется, поскольку доказательств того, что истцы обращались с заявлением о включении в списки на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации не представлено.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Пунктом 2 данной статьи установлено, что порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи (включая гарантии по возмещению ущерба, причиненного имуществу граждан вследствие чрезвычайной ситуации), устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами "г, д" п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека).
Выплата финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренная подпунктом "д" пункта 9 Правил, регламентируется пунктом 9.2 Методических рекомендаций, которым предусмотрено, что в случае частичной утраты имущества размер финансовой помощи на человека, зарегистрированного на занимаемой площади, составляет 50 000 рублей; конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органом местного самоуправления; по результатам обследования составляются акты, которые подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; совершеннолетний член семьи ставит свою подпись в строке акта "С заключением комиссии и суммой финансовой помощи согласен"; на основании актов заполняются списки граждан на получение финансовой помощи, в которых указываются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), установлено два разных вида помощи: п.п. "г" оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; п.п. "д" оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека).
Форма заявления для получения обоих видов помощи одинакова и указана в приложении N 9.
Истцы с заявлением в письменной форме обратились только за оказанием единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости никто из них не обращался.
Поскольку законодательством в данной сфере предусмотрен заявительный принцип реализации права на выплату (финансовую помощь), то оснований для удовлетворения требований истцов судебная коллегия не усматривает.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные юридически значимые обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для признания истцов пострадавшими в результате ливневых дождей 30-31 мая 2015 года в а. Ново-Кувинск в связи с частичной утратой и включения в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пострадавшим своевременно не была предоставлена достоверная информация о порядке обращения за получением финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, и что исследование внутри домовладения истцов комиссией не проводилось, являются несостоятельными, поскольку не опровергают правильные выводы суда первой инстанции.
Как следует из ответа Главы администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 24 мая 2016 года N 2 - 174 (л.д. 11) на письмо истца, акт обследования домовладения не составлялся, поскольку межведомственной комиссией при осмотре домовладения истцов не было выявлено факта частичной утраты имущества первой необходимости. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 110 от 15 февраля 2014 года акт обследования составляется при выявлении факта полной или частичной утраты имущества первой необходимости.
Кроме этого, письменного заявления на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества от истцов не поступало.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование действующего законодательства и на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 ноября 2016 по гражданскому делу по исковому заявлению К.Х.Н., К.З.Х., К.Д.Х., К.Н.П. к "ФИО"5 - Хабльского муниципального района по Карачаево-Черкесской Республике, Управлению Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшими от стихийного бедствия и включении в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.