Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Матакаевой С.К.,
судей: Боташевой А.Р., Лайпанова А.И.,
при секретаре судебного заседания Бондаренко Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Хабезского межрайонного прокурора в интересах Лиева Д.М. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении жилого помещения
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Матакаевой С.К., объяснения представителей Министерства имущественных и земельных отношений КЧР - Харатоковой М.Х. и Министерства образования и науки КЧР - Боташевой М.И., истца Лиева Д.М. прокурора Семеновой Ж.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабезский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Лиева Д.М. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (Минобразования КЧР) о предоставлении ему специализированного жилого помещения по договору найма в а.Хабез.
Иск мотивирован тем, что Лиев Д.М. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда под N ... В настоящее время жилье еще не предоставлено. Лиев Д.М. с 2011 года имеет инвалидность второй группы, имеет двоих детей, 2014 и 2016 года рождений. Собственного жилья не имеют. Право на жилье истец не реализовал, поскольку в установленном порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, что нарушает его жилищные права.
Просил обязать Министерство образования и науки КЧР предоставить истцу по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью 28 кв.м. в а.Хабез Хабезского муниципального района КЧР.
Определением Черкесского городского суда от 16 января 2017 года соответчиком по делу привлечено Министерство имущественных и земельных отношений КЧР.
В судебном заседании от 26 января 2017 года, изменив свои исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец просил:
обязать Министерство образования и науки КЧР принять решение о предоставлении Лиеву Д.М. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м. в а.Хабез Хабезского муниципального района КЧР;
обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР предоставить Лиеву Д.М. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м. в а.Хабез Хабезского муниципального района КЧР.
В судебном заседании истец - прокурор измененные исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в лице представителя Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Харатоковой М.Х. просила отказать в удовлетворении иска.
Ответчик в лице представителя Министерства образования и науки КЧР в судебное заседание не явилась.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного. Просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В апелляционной жалобе апеллянт указывает, что право Лиева Д.М. на обеспечение жилым помещением Минимуществом КЧР нарушено не было. Минимущество КЧР не отказывало ему в предоставлении жилого помещения.
Предоставление жилого помещения лицу, у которого в соответствии с годом рождения право возникло гораздо позднее, чем у лиц, у которых данное право возникло ранее и которые к тому же указанны в Списке, будет нарушением прав третьих лиц, что является недопустимым. Считает, что у Лиева Д.М. отсутствуют законные основания для внеочередного предоставления ему жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Хабезской Межрайонной прокуратуры просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства образования и науки КЧР - Боташева М.И. и Министерства имущественных и земельных отношений КЧР - Харатокова М.Х. поддержали апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от представителя истца - Семеновой Ж.И. поступил отказ от исковых требований в части обязания Министерства образования и науки КЧР принять решение о предоставлении Лиеву Д.М. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м. в а.Хабез Хабезского муниципального района КЧР ввиду добровольного разрешения спора в данной части. В остальной части просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Принимая отказ представителя истца от исковых требований в части, суд апелляционной инстанции исходит из того, что данный отказ не противоречит требованиям действующего законодательства, не нарушает прав иных лиц и является добровольным волеизъявлением истца.
В связи с принятием отказа истца от части исковых требований суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 февраля 2017 года в части обязания Министерства образования и науки КЧР принять решение о предоставлении Лиеву Д.М. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м. в а.Хабез Хабезского муниципального района КЧР и прекращении производства по делу в этой части исковых требований.
Как установлено материалами дела, Лиев Д.М., 1992 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать "ФИО"14 умерла 03.08.2000 года, отец "ФИО"15 с 27.08.2001 года является инвалидом второй группы пожизненно.
Постановлением Администрации Хабезского муниципального района от 13 июня 2012 г. Лиев Д.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет. Приказом Министра образования и науки КЧР N ... от 13.07.2012 года Лиев Д.М. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилье в собственности у него отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией паспорта ( N ... ), свидетельством о рождении (л.д. N ... ), свидетельством о смерти (л.д. N ... ), справкой об инвалидности (л.д. N ... ), постановлением Администрации Хабезского муниципального района от 13 июня 2012 г. (л.д. N ... ), приказом (л.д. N ... ), уведомлениями (л.д. N ... ).
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 названного пункта).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 N 34-РЗ (ред. от 16.01.2015) "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики".
В соответствие с частью 2 статьи 7 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 N 34-РЗ (ред. от 16.01.2015) по заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, специализированные жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является установление того, что относится Лиев Д.М. или не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет или не имеет в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ право на предоставление жилого помещения, такое право им было или не было реализовано, и на момент предъявления иска он нуждался или не нуждался в жилом помещении.
Данные обстоятельства, стороной ответчика не оспаривались, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства в суде первой и апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку по смыслу вышеназванных норм закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Лиев Д.М. названного возраста достиг, включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, обстоятельства, необходимые для реализации Лиевым Д.М ... права на обеспечение жилым помещением установлены, а поскольку, на день предъявления данного иска такое право им не реализовано, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь п.3 ст. 220, ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Черкесского городского суда от 13 февраля 2017 года в части обязания Министерства образования и науки КЧР принять решение о предоставлении Лиеву Д.М. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м. в а.Хабез Хабезского муниципального района КЧР - отменить.
Принять отказ прокурора от исковых требований в части обязания Министерства образования и науки КЧР принять решение о предоставлении Лиеву Д.М. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м. в а.Хабез Хабезского муниципального района КЧР с прекращением производства в указанной части.
В остальной части решение Черкесского городского суда от 13 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.