Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Матакаевой С.К.,
судей: Лайпанова А.И., Боташевой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Бондренко Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хубиева И.И. к Отделу Федеральной службы исполнения наказаний России по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Хубиева И.И. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Лайпанова А.И. объяснения представителя Хубиева И.И. - Калабековой А.Д., возражения представителя ОФСИН России по КЧР - Кимкетова Р.И., с учетом заключения прокурора - Псху А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хубиев И.И. обратился в суд с иском к Отделу Федеральной службы исполнения наказаний России по Карачаево-Черкесской Республике (далее ОФСИН по КЧР) о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Иск мотивирован тем, что приказом врио начальника Отдела ФСИН по КЧР от 28 июня 2016 года N ... -лс он - майор внутренней службы был уволен с должности начальника Федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 1" в связи с утратой доверия по п."б" ст.38.2 Положения о службе в органах внутренних дел за непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей.
Данный приказ он считает незаконным и необоснованным. Не подавая сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, он не преследовал каких-либо корыстных целей, и данные сведения были предоставлены в виде справок в Управление по обеспечению деятельности мировых судей Карачаево-Черкесской Республики его супругой - "ФИО"17 которая работает на государственной должности и является секретарём судебного заседания. До принятия решения о его увольнении он находился на больничном. При наложении взыскания работодатель не учёл тяжесть совершённого проступка и обстоятельства, при которых он был совершён. Акт о применении дисциплинарного взыскания ему не предъявлялся. Никакие объяснения по данному факту у него истребованы не были. В связи с незаконным увольнением ответчик должен ему выплатить средний заработок за время вынужденного прогула, а также компенсировать причинённый моральный вред, который он оценивает в 500 000 руб.
Истец просил суд:
1)признать незаконным приказ врио начальника Отдела ФСИН по КЧР от 28 июня 2016 года N 52-лс об увольнении;
2) взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула по день восстановления на работе;
3) взыскать с ответчика "данные изъяты" руб. в качестве компенсации морального вреда.
Ответчик предоставил в суд письменные возражения на иск, в которых просил истцу в иске отказать.
В судебное заседание истец Хубиев И.И. не явился.
Представитель ответчика - Кимкетов Р.И. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Прокурор Шаханова К.А. в своём заключении заявила об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 26 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований Хубиева И.И. отказано.
Указывая на то, что с решением суда он не согласен, истец подал на решение суда апелляционную жалобу, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение. В жалобе апеллянт указывает, что о дате и времени судебных заседаний, он не был извещен. Он не знал о том, что производство по делу было возобновлено. В связи с чем полагает решение незаконным и подлежащим отмене.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением судебной коллегии от 26.04.2017 осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Хубиева И.И. просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении искового заявления. Кроме того, пояснил, что ранее был издан приказ об увольнении Хубиева И.И., в связи с чем Хубиеву И.И. пояснили об отсутствии необходимости подавать сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей. Также представитель истца сослался на отсутствие материалов служебной проверки по вопросу непредставления Хубиевым И.И. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей.
Представитель ОФСИН России по КЧР просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Хубиев И.И., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела не заявлял.
На основании изложенного, дело рассмотрено в порядке статей 167, 327 ГПК РФ в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, с учетом заключения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
При рассмотрении дела судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права выразившееся в рассмотрении дела в отсутствие данных о надлежащем извещении Хубиева И.И. о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ одним из оснований для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Решение суда первой инстанции принято 26.12.2016 и в материалах дела отсутствуют данные о надлежащем извещении Хубиева И.И. о времени и месте рассмотрения дела, на что истец указывает в своей апелляционной жалобе.
Указанное обстоятельство является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции.
Рассматривая исковые требования Хубиева И.И., судебная коллегия полагает, что в удовлетворении иска следует отказать.
Как следует из материалов дела, Хубиев И.И. являлся сотрудником ОФСИН России по КЧР и занимал должность начальника Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N1".
Служебные правоотношения Хубиева И.И. регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N4202-1.
В соответствии со ст.9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником органов внутренних дел обязанностей по осуществлению оперативно-разыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников органов внутренних дел, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Рассмотрение в органах внутренних дел вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы; граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации; граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений; лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.
Будучи государственным служащим и занимая должность начальника Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N1" Хубиев И.И. был обязан ежегодно представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, свою супругу и своих детей.
Указанная обязанность была известна Хубиеву И.И., что подтверждается его подписью от 12.11.2015 в листе ознакомления сотрудников обязанных представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (л.д. N ... ).
Приказом ФСИН России от 07.12.2009 N478 утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в исправительной системе, и федеральной государственной службы уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 02.08.2016 N618, утвердившего новый порядок).
В соответствии с п. 11 вышеуказанного Порядка представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными служащими, претендующими на замещение должностей государственной службы, предусмотренных Перечнем, производится в кадровое подразделение учреждения или органа УИС по месту нахождения их личного дела при оформлении заявления (рапорта) о согласии с предлагаемой должностью.
Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений
Аналогичная норма содержится и в п. "б" ст. 38.2 Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которой сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае не представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Таким образом, неисполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы обязанностей и запретов, в том числе непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение сотрудника со службы.
Увольнение сотрудника при вышеприведенном нарушении действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечении нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства. Поэтому федеральное законодательство устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон служебных правоотношений необходимость соблюдения антикоррупционного законодательства.
Не предоставление сведений о доходах само по себе является основанием для утраты доверия к сотруднику и основанием для увольнения, в связи с тем, что не предполагает применение к сотруднику какой-либо иной меры дисциплинарного воздействия, поскольку допущенное истцом нарушение отнесено законом к грубым нарушениям служебной дисциплины. Поступая на службу истец добровольно приняла на себя обязанность соответствовать указанным требованиям. Следовательно, возможность увольнения Хубиева И.И. в связи с утратой доверия обусловлена его особым правовым статусом.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что у ответчика имелись основания для увольнения истца по п. б ст. 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по основанию утраты доверия за не предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Подавая исковое заявление, истец считал действия ответчика незаконными, поскольку не представляя сведения он не преследовал корыстных целей и данные сведения были сданы его супругой, работающей на государственной должности (секретарь судебного заседания) в Управление по обеспечению деятельности мировых судей по Карачаево-Черкесской Республике.
Кроме того, до принятия решения об увольнении истец находился на больничном листе.
Оценивая указанную ситуацию, суд первой инстанции правомерно указал на наличие возможности истца представить необходимые сведения и при нахождении на больничном листе. Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку законодательством Российской Федерации не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей. При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию по почте.
Кроме того, сведения могут быть представлены служащим в любое время начиная с 1 января года, следующего за отчетным.
Хубиев И.И., являясь временно нетрудоспособным, не был лишен возможности направить соответствующие сведения в адрес ОФСИН России по КЧР. Между тем, истец не совершил никаких действий, направленных на исполнение указанной обязанности.
Также не заслуживает внимания ссылка истца на то, что его супругой сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера были поданы в Управление по обеспечению деятельности мировых судей по Карачаево-Черкесской Республике, поскольку данный факт не освобождает истца от подачи сведений своему работодателю.
Довод представителя истца о том, что приказом от 20.03.2016 на истца было наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения и истцу разъяснили об отсутствии необходимости подавать сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, судебной коллегией не принимается, поскольку, как установлено в судебном заседании указанный приказ в отношении истца не был реализован. Истца не знакомили с приказом об увольнении от 20.03.2016, трудовую книжку не выдавали, он знал о том, что продолжает работать на своей должности и сдавал в кадровую службу листки нетрудоспособности.
Увольнение истца произведено на основании оспариваемого приказа от 28.06.2016 N ... -лс в связи с утратой доверия, и каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что он был освобожден от подачи сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в материалах дела отсутствуют.
Довод истца о том, что при его увольнении был нарушен порядок проведения проверки, что является основанием для признания приказа об увольнении незаконным, судебной коллегией также не принимается.
В соответствии со ст.38.3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа внутренних дел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Взыскание в виде замечания или выговора применяется при малозначительности коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).
При применении взысканий, предусмотренных статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником органов внутренних дел своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
В акте о применении к сотруднику органов внутренних дел взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 38.1 или 38.2 настоящего Положения.
Копия акта о применении к сотруднику органов внутренних дел взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.
Если в течение одного года со дня применения взыскания сотрудник органов внутренних дел не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному частью первой статьи 38 настоящего Положения, за исключением увольнения из органов внутренних дел, или взысканию, предусмотренному статьей 38.1 настоящего Положения, он считается не имеющим взыскания.
Взыскание в отношении Хубиева И.И. применено на основании докладной записки начальника ИЛС и ПК ОФСИН России по КЧР, что согласуется с абзацем 2 приведенной выше статьи и, по мнению судебной коллегии, не требует проведения отдельной служебной проверки по вопросу о непредставлении Хубиевым И.И. сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Факт непредставления сведений никем не оспаривается и дополнительному установлению, плюс к сведениям указанным кадровой службой ОФСИН России по КЧР в докладной записке, не подлежит.
Довод Хубиева И.И. о том, что у него не отбирались объяснения по факту непредставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера опровергается материалами дела, а именно актом от 30.05.2016 об отказе от дачи объяснений по факту непредставления Хубиевым И.И. сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.
С копией акта о применении взыскания (Приказ об увольнении от 28.06.2016 N ... -лс) Хубиев И.И. ознакомлен. Следовательно, ответчиком не допущены нарушения порядка привлечения к дисциплинарной ответственности в отношении Хубиева И.И.
Доводы истца не нашли свое подтверждение при рассмотрении дела и оснований для удовлетворения его искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 26 декабря 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Хубиева И.И. к Отделу Федеральной службы исполнения наказаний России по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать в полном объеме.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.