Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Рогозина К.В.,
судей
Онищенко Т.С., Синани А.М.,
при секретаре
Гамуровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным и понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 17 ноября 2016 года обратилась в суд с данным иском и просила:
признать незаконным решение ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в ее трудовой стаж, связанный с лечебной деятельностью, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей отделением, заведующей отделением врача-инфекциониста ГБУЗР "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" в льготном исчислении и периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении;
обязать ответчика включить в ее трудовой стаж, связанный с лечебной деятельностью, указанные периоды работы и назначить ей пенсию досрочную по старости со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 3-8/.
Заявленные требования истец обосновывала тем, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В частности, ответчик не засчитал в стаж работы спорные периоды, которые отнесены к курсам повышения квалификации, а также период ее работы в должности заведующей отделением, заведующей отделением врача-инфекциониста ГБУЗР "Республиканская детская инфекционная клиническая больница". Считает данное решение незаконным, в связи с чем вынуждена обратиться в суд за защитой своего нарушенного права /л.д. 2-4, 30/.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2016 года указанный иск удовлетворен частично /л.д. 93-97/.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым об отказе ФИО1 в установлении пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ N.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность принять решение по заявлению ФИО1, включив в трудовой стаж, связанный с лечебной деятельностью, периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности врача-педиатра-инфекциониста Городской детской инфекционной клинической больницы г. Симферополя;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности врача-педиатра-инфекциониста Городской детской инфекционной клинической больницы г. Симферополя;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующей отделением - врача инфекциониста Городской детской инфекционной клинической больницы г. Симферополя;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующей отделением - врача инфекциониста Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница".
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 99-101/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что согласно нормативно - правовым актам курсы повышения квалификации, командировки не могут быть включены в расчет специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществившим лечебную и иную деятельность, поскольку эти периоды не входят в перечень периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, вместе с этим засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. Предоставленная должностная инструкция заведующего отделения врача-инфекциониста детского КРУ "Детская инфекционная клиническая больница" ФИО1, утверждена главным врачом КРУ "ДИКБ" ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует дате начала периода, учтенного судом при рассмотрении спора (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Период деятельности с 2013 года по 2016 год, который отражён в данной инструкции может быть включен в специальный стаж при условии предоставления лицевых счетов, в которых будет отраженно получала ли ФИО1 доплату за осуществление врачебной деятельности. Действия Управления при выполнении функций по назначению и выплате пенсий совершены на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным законодательством обоснованно, с соблюдением принципа равенства перед законом.
ФИО1 предоставлены письменные возражения, в которых истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 116-118/.
Представитель ответчика - ФИО9 в заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержала по изложенным в ней доводам в полном объеме и просила ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Истец - ФИО1 и ее представитель - ФИО10 в заседании суда апелляционной инстанции просили оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" N13 от 19 июня 2012 года, суд апелляционной инстанции на основании абзаца 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, не связывая себя доводами жалобы, представления.
Под интересами законности, исходя из смысла статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые дают суду, рассматривающему дело, основания для выхода за пределы жалобы, следует понимать необходимость обеспечения по рассматриваемому делу правильного его рассмотрения, в целях й защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
С учетом изложенного и в интересах законности представляется возможным и необходимым при рассмотрении апелляционной жалобы по данному делу выйти за пределы ее доводов и обратить внимание на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, не указанные в доводах жалобы.
Как усматривается из материалов дела, истец - ФИО1 (добрачная фамилия - ФИО16) ФИО1 приказом N/к, параграф 3 от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Городскую детскую инфекционную клиническую больницу г. Симферополя с ДД.ММ.ГГГГ на должность врача-педиатора-инфекциониста.
На основании приказа N/к (параграф 6) от ДД.ММ.ГГГГ Городской детской инфекционной клинической больницы г. Симферополя истец - ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность заведующей отделением - врача-инфекциониста детского.
В соответствии с постановлением Совета Министров АР Крым N575 от 13 декабря 2005 года Городская детская инфекционная клиническая больница г. Симферополя переименована в Крымское республиканское учреждение "Детская инфекционная клиническая больница".
Согласно распоряжению Совета Министров Республики Крым N1321 от 09 декабря 2014 года, Крымское республиканское учреждение "Детская инфекционная клиническая больница" было переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница".
Приказом N2 от 05 января 2015 года Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" занимаемая истцом должность заведующей отделением - врача-инфекциониста детского переименована в должность заведующий отделением врач-инфекционист с 01 января 2015 года.
Работая в указанных должностях в Городской детской инфекционной клинической больнице г. Симферополя (которая в 2005 году была переименована в Крымское республиканское учреждение "Детская инфекционная клиническая больница", а в 2014 году - в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница"), истец - ФИО1 (добрачная фамилия - ФИО 16) ФИО1 находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в следующие периоды времени: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц и 18 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц и 1 день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц, а всего 3 месяца и 19 дней.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, указанными в трудовой книжке, Акте N от ДД.ММ.ГГГГ документальной проверки по вопросу достоверности данных о стаже, предоставленных для назначения пенсии ФИО1, сведениями, указными в личной карточке работка, а также соответствующими справками.
ДД.ММ.ГГГГ истец - ФИО1 обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку ее специальный стаж составил 14 лет и 3 месяца.
При этом, как следует из данного решения ответчиком в расчет специального стажа истца не были включены период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 лет 5 месяцев и 15 дней) ее работы в должности заведующей отделением, заведующей отделением врача-инфекциониста ГБУЗР "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" и периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц и 18 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц и 1 день) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц), а всего 15 лет 9 месяцев и 4 дня /л.д..
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" N25 от 20 декабря 2005 года, период работы, подлежащей зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений организаций, в которых он работал и т.п.).
Положениями пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665).
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Спорный период работы истца в Городской детской инфекционной клинической больнице г. Симферополя (которая в 2005 году была переименована в Крымское республиканское учреждение "Детская инфекционная клиническая больница", а в 2014 году - в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница") в должностях заведующая отделением - врач-инфекционист детский ( ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и заведующий отделением - врач-инфекционист (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) имел место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", подлежат применению:
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 2002 года по 15 июня 2016 года включительно.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список N1066), и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Правила N1066).
Списком N1066 предусматривалось, что работа в должности врача больницы (детской, городской, республиканской, детской инфекционной) в том числе врача-специалиста (кроме врачей-статистов) и врача-руководителя учреждений (их структурных подразделений), осуществляющего врачебную деятельность, засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N781).
Списком N781 предусмотрено, что работа в больницах (всех наименований) в должности врачей-специалистов (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья.
Как следует из решения N от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком в расчет специального стажа истца не засчитан период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей отделением, заведующей отделением врача-инфекциониста ГБУЗР "Республиканская детская инфекционная клиническая больница", поскольку условие осуществления врачебной деятельности документально не подтверждено.
Положения Конституции Российской Федерации (статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Согласно пунктам 1-2 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N208-ФЗ, с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
В силу пункта 4 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N208-ФЗ, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" N30 от 11 декабря 2012 года, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении N2-П от 29 января 2004 года в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Период работы истца в Городской детской инфекционной клинической больнице г. Симферополя (которая в 2005 году была переименована в Крымское республиканское учреждение "Детская инфекционная клиническая больница", а в 2014 году - в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница") в должностях заведующая отделением - врач-инфекционист детский ( ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и заведующий отделением - врач-инфекционист (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) имели место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ включительно и на территории Республики Крым в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, регулировались украинским законодательством, которое имело установленные указания не только в части квалификационных характеристик профессий работников здравоохранения, но и выполняемых ими задач и обязанностей.
Основами законодательства Украины о здравоохранении больницы (независимо от наименований) являлись одним из видов лечебного учреждения.
Статьей 55 пункт "е" Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05 ноября 1991 года предусматривалось право на пенсию за выслугу лет работников охраны здоровья при наличии специального стажа от 25 до 30 лет независимо от возраста.
Постановлением Кабинета Министров Украины N909 от 04 ноября 1993 года устанавливалось право врачей и среднего медицинского персонала лечебных учреждений (независимо от наименований должностей), как работников охраны здоровья, на пенсию за выслугу лет, при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации N257 от 27 июля 1995 года утвержден Государственный классификатор Украины, классификатор профессий (ДК 003-945), в котором под кодом 1229.5 указаны руководители подразделений в здравоохранении, в разделе 2 подраздел 22 класс 222 под кодом 2221 указаны профессионалы в области медицины (кроме медицинских сестер), а группе 2221.2 врачи.
В приложении А (обязательное) "Указатель профессиональных названий работ по кодам профессий" под кодом КП 2221.2 (код ОКПДТР 20356) указан врач-инфекционист.
Приказом Министерства здравоохранения Украины от 19 марта 2002 года N117 утвержден Справочник квалификационных характеристик профессий (выпуск 78 Охрана здоровья), который был построен в соответствии со структурой Классификатора профессий (ДК 003-95). В него вошли квалификационные характеристики руководителей, профессионалов, специалистов, технических служащих и рабочих, которые являются специфическими для отрасли здравоохранения.
В раздел "Руководители" были включены: руководители лечебно-профилактических учреждений; руководители основных подразделений здравоохранения; руководители производственных подразделений в бытовом обслуживании, деятельность которых проходит в сфере оказания медицинской помощи.
Раздел "Задачи и обязанности" дает описание основных задач и обязанностей, присущих данной профессии. Конкретное содержание, объем и порядок их выполнения на каждом рабочем месте устанавливаются непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях должностными (рабочими) инструкциями, контрактами или другими документами, в соответствии с данным Справочником.
Разделом 10 конкретно определены требования к руководителю (начальнику, заведующему) структурного подразделения медицинского учреждения, его обязанности и задачи.
В частности, в обязанности руководителя (начальника, заведующего) структурным подразделением медицинского учреждения входит: обеспечение и оказание качественной медицинской помощи населению; применение современных методов профилактики, диагностики, дифференциальной диагностики, лечения, реабилитации и диспансеризации больных в пределах своей специальности; внедрение современных методов лечебно-оздоровительного режима, рационального питания. Несет ответственность за состояние работы подразделения и уровень медицинского обслуживания больных.
При этом, Справочником были определены требования к руководителю (начальнику, заведующему) структурного подразделения медицинского учреждения - полное высшее образование (специалист, магистр) по направлению подготовки "Медицина". Прохождения интернатуры по одной из специальностей медицинского профиля с последующей специализацией по профилю структурного подразделения. Повышение квалификации (курсы усовершенствования, стажировки, предаттестационные циклы и т.п). Наличие сертификата врача-специалиста и удостоверение о присвоении (подтверждении) квалификационной категории по этой специальности. Стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Как следует из должностной инструкции заведующего отделением врача-инфекциониста детского (код КП 1229.5), утвержденной 26 февраля 2013 года Главным врачом Крымского республиканского учреждения "Детская инфекционная клиническая больница", истец, занимая данную должность, была обязана: организовать и обеспечить своевременное лечение и обследование больных с инфекционной патологией в соответствии с локальными протоколами и стандартами; организовать и обеспечить оказание неотложной помощи больным в отделении; проводить осмотр вновь поступивших больных в тяжелом состоянии ежедневно; проводит плановый осмотр больных совместно с лечащим врачом не реже одного раза в 7 дней, внося необходимые коррективы в обследование и лечением; решать вопросы приема и выписки больных.
Допрошенные судом свидетели ФИО11, ФИО12 и ФИО13, которые работали совместно с истцом, подтвердили тот факт, что ФИО1, работая в должности заведующей отделением, врача инфекциониста детского, осуществляла врачебную деятельность, поскольку это входило в ее функциональные обязанности.
Основания не доверять показаниям указанных свидетелей отсутствуют. Какой-либо их заинтересованности в рассмотрении дела судебной коллегией не усматривается.
В записях о работе в трудовой книжке истец указана, не только заведующей отделением, но и также врачом-инфекционистом детским.
Как следует из предоставленных штатных расписаний, истец числилась и ей выплачивалась заработная плата не как просто заведующей отделением, но и как врачу-инфекционисту детскому.
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, занимаемая истцом должность заведующая отделением - врач-инфекционист детский относится к списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим леченую и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Подтверждение осуществления истцом врачебной деятельности показаниями свидетелей наряду с письменными доказательствами не противоречит закону.
В силу пункта 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N1015 от 02 октября 2014 года, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.
30 декабря 2014 года Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" с истцом - ФИО1 был заключен на неопределенный срок (т.е. бессрочно) трудовой договор N, согласно которому работодатель предоставил истцу работу по специальности заведующая отделением, врач-инфекционист первой квалификационной категории /л.д. 135/.
Как следует из данного трудового договора, должностными обязанностями истца наряду с выполнением иной работы, предусмотрено: выполнение перечня работ и услуг для диагностики и лечения заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартами медицинской помощи; проведение ежедневного осмотра больных; обоснование и постановка диагноза; оказание обходимой помощи при неотложных состояниях; участие в обходах и участие в консультациях больных и т.д.
Должностной инструкцией заведующей отделением, врача-инфекциониста, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены должностные обязанности истца, в т.ч. выполнение перечня работ и услуг для диагностики и лечения заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартами медицинской помощи; проведение ежедневного осмотра больных; обоснование и постановка диагноза; оказание обходимой помощи при неотложных состояниях; участие в обходах и участие в консультациях больных и т.д.
Истец работает в должности заведующей отделением, врача-инфекциониста Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" до настоящего времени.
Характер работы (врачебная деятельность) истца подтвержден письменными документами, которые содержатся в материалах дела и соответствуют требованиям процессуального закона об относимости и допустимости доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 лет 5 месяцев и 15 дней) в Городской детской инфекционной клинической больнице г. Симферополя (которая в 2005 году была переименована в Крымское республиканское учреждение "Детская инфекционная клиническая больница", а в 2014 году - в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница") в должностях заведующая отделением - врач-инфекционист детский ( ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 14 лет) и заведующий отделением - врач-инфекционист (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год 5 месяцев и 15 дней) подлежит зачету в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, и учету при назначении пенсий ФИО1, как лицу, указанному в части 1 статьи 1 Федерального закона N208-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, введенным в действие с 01 января 1960 года, утверждено Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".
Согласно подпункту "ж" пункт 1 данного Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Кроме того, для отдельных категорий работников повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Так, статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (с изменениями и дополнениями), установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций и подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании чего медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат.
Аналогичные положения содержали Основы законодательства Украины о здравоохранении.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу требований статьи 112 КЗоТ Российской Федерации, действовавшей также в спорные периоды, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, требования истца о включении периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц и 16 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -1 месяц, а всего 3 месяца и 16 дней) являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению, а доводы ответчика в данной части не согласуются с вышеприведенными нормами действующего законодательства.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.
Иные доводы, приведенные заявителем в рассматриваемой апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в данной части, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного акта, постановленного по данному делу, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда в данной части не имеется.
Учитывая, что перечисленные периоды работы истца (на указанной должности в учреждениях здравоохранения, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства), в общей сложности составляют 15 лет 9 месяцев и 4 дня и с учетом засчитанных ответчиком периодов работы - 14 лет и 3 месяца достаточны (15 лет 9 месяцев и 4 дня + 14 лет и 3 месяца = 30 лет и 4 дня) для назначения ФИО1 досрочной пенсии на льготных условиях, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части возложения на ответчика обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости, с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ.
Суд первой инстанции, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, неправомерно отказал истцу в удовлетворении данного требования, в связи с чем, решение в данной части подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового о возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ (абзац 4 резолютивной части решения суда), и принять по делу новое решение в данной части об удовлетворении указанных требований в полном объеме.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2016 года - оставить без изменений, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.