Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Лозового С.В.,
судей Егоровой Е.С., Пономаренко А.В.,
при секретаре Калиниченко В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Е.С. апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 января 2017 года по иску С.Е.В. к администрации города Феодосии Республики Крым о зачислении в стаж муниципальной службы периодов службы в органах МВД, МЧС Украины, обязании произвести перерасчет ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
По делу установлено:
в октябре 2016 г. С.Е.В. обратился в суд с иском к администрации г. Феодосии Республики Крым об обязании включить ему в стаж муниципальной службы периоды службы в органах МВД и МЧС Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести ему перерасчет ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с момента трудоустройства в администрацию г. Феодосии Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указано, что С.Е.В. работает в администрации г. Феодосии Республики Крым в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ. До поступления на муниципальную службу в администрацию С.Е.В. в период с "данные изъяты" по ДД.ММ.ГГГГ работал в органах МВД и МЧС Украины. ДД.ММ.ГГГГ поступил на службу в ФИО16. С момента работы в администрации г. Феодосии С.Е.В. в стаж муниципальной службы не засчитывается стаж работы в органах МВД и МЧС Украины, вследствие чего не выплачиваются ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, а также не применяются иные государственные гарантии, предусмотренные действующим законодательством. ДД.ММ.ГГГГ С.Е.В. обратился в администрацию с заявление о зачислении вышеуказанных периодов работы в стаж муниципальной службы, в чем ему было отказано 23.09.2016.
На исковое заявление возражения в письменной форме не поступили.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 января 2017 года исковые требования удовлетворены. С.Е.В. включены в стаж муниципальной службы периоды службы в органах МВД, МЧС Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Администрация г. Феодосии Республики Крым обязана произвести С.Е.В. перерасчет ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с момента трудоустройства в администрацию г. Феодосии Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с указанным решением, администрацией города Феодосии Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой представитель ответчика просит решение суда отменить, принять новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба обоснована тем, что решение подлежит отмене, потому что оно принято с нарушением норм материального права. Суд не должен был применять к сложившимся между сторонами правоотношениям Указ Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих". Необходимо было применить Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закон Республики Крым N 79 "О муниципальной службе в Республике Крым". Занимаемые истцом до 2014 г. должности, не являются должностями, указанными в п. 1-4 ст. 28 Закона Республики Крым N 76-ЗРК. Применив Закон Республики Крым от 23.11.2016 N 134-ЗРК, суд первой инстанции не учел, что закон обратной силы не имеет.
С.Е.В. на апелляционную жалобу подал возражения, в которых просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец и его представители Г.Я,В, и Л.А.Ю. возражали против доводов апелляционной жалобы, просили ее оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении жалобы извещен, что следует из почтового уведомления (л.д. 81).
Заслушав истца и его представителей, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что С.Е.В. ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в администрацию города Феодосии Республики Крым и продолжает работать.
ДД.ММ.ГГГГ С.Е.В. обратился в администрацию г. Феодосии Республики Крым с заявлением о включении в его стаж муниципальной службы периодов работы в органах МВД и МЧС Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в чем С.Е.В. было отказано ответом от ДД.ММ.ГГГГ N, со ссылкой на то, что С.Е.В. не занимал должности в государственных органах и органах местного самоуправления, расположенных по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым (л.д. 33-35).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования С.Е.В., исходил из того, что по состоянию на 18.03.2014 С.Е.В. работал на территории Республики Крым в должности главного инспектора отдела противодействия чрезвычайным ситуациям в Феодосийском городском управлении Главного управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Автономной Республики Крым, т.е. занимал должность государственного служащего в государственном органе, расположенном на территории Республики Крым. В рассматриваемый период С.Е.В. проходил службу в государственных органах МВД и МЧС Украины, расположенных на территории Республики Крым.
С такими выводами соглашается суд апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона Республики Крым от 16.09.2014 N 76-ЗРК (в редакции по состоянию на 23.09.2016) "О муниципальной службе в Республике Крым" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Данный закон содержит специальные нормы в ч. 1 и 2 статьи 39-1 для лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и которые являлись государственными служащими и должностными лицами местного самоуправления на день вступления в силу настоящего Закона, которые и подлежат применению в данном случае.
Таким образом, довод апеллянта о том, что занимаемые истцом до 18.03.2014 должности не являются должностями, указанными в пунктах 1-4 стать 28 Закона Республики Крым от 16.09.2014 N 76-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Крым", поэтому спорные периоды работы С.Е.В. не подлежат зачислению в стаж муниципальной службы, является необоснованным, поскольку применению подлежат специальные нормы.
Из материалов дела следует, что С.Е.В. получил "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
Согласно ч. 2 ст. 39-1 Закона Республики Крым от 16.09.2014 N 76-ЗРК (в редакции по состоянию на 23.09.2016) "О муниципальной службе в Республике Крым" гражданам Российской Федерации, занимающим (занимавшим) должности государственных служащих в государственных органах, должности в органах местного самоуправления, расположенных на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при поступлении на муниципальную службу в стаж муниципальной службы засчитывается стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исчисленный на день поступления на муниципальную должность в Республике Крым, муниципальную службу в Республике Крым в порядке, действовавшем на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года.
Стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исчисленный на день поступления на муниципальную службу в Республике Крым в порядке, действовавшем на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, учитывается: при установлении лицу, замещающему должность муниципальной службы в Республике Крым, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, определении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.
В соответствии со статье 6 Конституции Украины государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Согласно статье 113 Конституции Украины Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти.
В п.1 статьи 1 Закона Украины "О центральных органах исполнительной власти" от 17.03.2011 N 3166-VI (в редакции на 18.03.2014) указано, что систему центральных органов исполнительной власти составляют министерства Украины (далее - министерства) и другие центральные органы исполнительной власти. Система центральных органов исполнительной власти является составляющей системы органов исполнительной власти, высшим органом которой является Кабинет Министров Украины.
Согласно пункта 1 Указа Президента Украины N 1085/2010 от 09.12.2010 "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" образовано Министерство чрезвычайных ситуаций Украины, реорганизовавши Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Украины "О некоторых мерах по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" от 24.12.2012 N 726/2012 образована Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, реорганизовавши Министерство чрезвычайных ситуаций Украины и Государственной инспекции техногенной безопасности Украины.
Согласно постановления Кабинета Министров Украины от 21 января 2013 N 33 "Об образовании территориальных органов Государственной службы по чрезвычайным ситуациям и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины" создано Главное управление ГСЧС в Автономной Республике Крым.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С.Е.В. проходил службу в органах Министерства внутренних дел Украины.
Судом установлено, что С.Е.В. в ДД.ММ.ГГГГ переведен на службу в МЧС Украины. По состоянию на 18.03.2014 проходил службу в органах Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (бывшее Министерство чрезвычайных ситуаций Украины) (л.д. 39-46).
Приказом и.о. начальника Главного управления Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины в Автономной Республике Крым от "данные изъяты" N N "О личном составе" С.Е.В. уволен с должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет на день увольнения в календарном вычислении составляет "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев 26 дней (л.д. 22).
Распоряжением Президента Украины N 157/92-рп от 7 октября 1992 года утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Украины (действовал до 17.10.2000). В пункте 1 этого Положения указано, что Министерство внутренних дел Украины (МВД Украины) является центральным органом исполнительной власти, руководитель которого согласно Конституции Украины входит в состав Кабинета Министров Украины.
Указом Президента Украины от 17.10.2000 N 1138/2000 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Украины. В пункте 1 этого положения указано, что Министерство внутренних дел Украины (МВД Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Согласно п. 1 статьи 1 Закона Украины "О государственной службе" (в редакции действовавшей на 18.03.2014) в настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) государственная служба - профессиональная деятельность государственных служащих по подготовке предложений по формированию государственной политики, обеспечение реализации и предоставления административных услуг; 2) государственный служащий - гражданин Украины, который занимает должность государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или их аппарате, получает заработную плату за счет средств государственного бюджета, кроме случаев, определенных законом, и осуществляет установленные для этой должности полномочия, непосредственно связанные с реализацией задач и выполнением функций государственного органа или органа власти Автономной Республики Крым.
Таким образом, по состоянию на 18.03.2014 (день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя) С.Е.В. занимал должность государственного служащего в государственном органе Украины, расположенного на территории Республики Крым.
Ссылка апеллянта на то, что суд не должен был применять Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141, является несостоятельной, поскольку суд его не применял.
Довод апеллянта относительно способа и порядка исчисления стажа С.Е.В. выходит за рамки предмета спора, поскольку целью обращения С.Е.В. является получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с момента трудоустройства в администрацию г. Феодосии Республики Крым. Исходя из анализа статьи 39-1 Закона Республики Крым от 16.09.2014 N 76-ЗРК (в редакции по состоянию на 23.09.2016) "О муниципальной службе в Республике Крым" для установления лицу ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет следует установить наличие у лица "данные изъяты", факт занятия лицом должности в государственных органах по состоянию на 18.03.2014 года, что и было установлено при рассмотрении спора.
В своем решении суд первой инстанции указал, что кроме того, 23.11.2016 принят Закон Республики Крым N 314-ЗРК "Об исчислении стажа муниципальной службы в Республике Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, и внесении изменений в Закон Республики Крым "О муниципальной службе в Республике Крым", согласно которому спорные периоды можно засчитать в стаж муниципальной службы.
Из указанного следует, что этот закон не был единственным и приоритетным основанием для удовлетворения исковых требований С.Е.В.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции указанные нарушения не допущены, поэтому решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.