Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Сокол В.С.,
судей:
Самойловой Е.В., Романовой Л.В.,
при секретаре:
Берёза О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Керчь к Шамара ФИО10, Шамара Лилиане Алексеевны о взыскании задолженности по коммунальной услуге теплоснабжения, по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Керчь на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 12 июля 2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
В марте 2016 г. ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала в г. Керчи обратилось в суд с иском к Шамара И.А., Шамара Л.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг - теплоснабжению, за период с 01.11.2014 г. по 01.02.2016 г. в сумме 11 591,42 руб. Иск мотивирован тем, что ответчик является собственником жилого помещения по адресу: "адрес", совместно с дочерью - Шамара Л.А. пользуются услугами теплоснабжения для обогрева жилого помещения, поставляемую истцом. Истец является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения в пгт. Ленино. Поскольку ответчики не производят своевременную оплату, у последних образовалось задолженность, которую и просит взыскать истец.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 16.09.2016 г. постановлено:"В удовлетворении исковых требований Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" к Шамара ФИО11, Шамара Лилиане Алексеевны о взыскании задолженности по коммунальной услуге теплоснабжения - отказать".
Не согласившись с указанным решением суда, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Керчь подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятия нового об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Шамара И.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель не явился, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав судью-докладчика, объяснения Шамара И.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ответчик - Шамара И.А., соблюдая действующее законодательство, в сентябре 2011 г. произвела отключение квартиры от системы центрального отопления и услуги по теплоснабжению после указанной даты ей не предоставлялись, взыскание с нее задолженности за период с 01.11.2014 г. по 01.02.2016 г. не может быть произведено.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Шамара И.А. является собственницей "адрес", с которой совместно проживает ответчик и дочь - Шамара Л.А. (л.д. 51-58).
Дом "адрес" подключен к централизованной сети отопления и горячего водоснабжения, что не оспаривалось сторонами по делу.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 04.04.2014 г. N 1953-6/14 был разрешен вопрос о создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго".
Целью и предметом деятельности ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" является осуществление производства, транспортировки и поставки тепловой энергии всем категориям потребителей, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Истец ссылался на то, что исходя из расчета по лицевому счету за пользование услугами теплоснабжения в период с 01.11.2014 г. по 01.02.2016 г. у ответчика образовалась задолженность в размере 11 591,42 руб. (л.д. 5).
В возражениях на поданное заявление истица указывала, что в 2011 г. произвела отключение квартиры от системы центрального отопления и данным видом услуг по настоящее время не пользуется.
Обязанность своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги предусмотрена ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, ст. 678 ГК РФ.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, и плату за горячее водоснабжение, газоснабжение и отопление, согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.
Обязанность платы за коммунальные услуги, согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В п. 1 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ Шамара И.А. является собственником квартиры "адрес" (л.д.53,55).
Согласно протокола N от 09 июня 2011 г. заседания постоянно-действующей межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об отключении потребителей от услуг центрального отопления, последней было принято решение о даче согласия Шамара И.А. на изготовление проектно-технической документации для согласования на отключение от ЦО и ГВП и установку автономного отопления (л.д. 22).
Порядок отключения потребителей тепловой энергии многоквартирных домов в 2009 - 2011 г.г. на территории Республики Крым регулировался Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 г. N 630, которым были утверждены Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения и приказом Министерства строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Украины N 4 от 22.11.2005 г., которым был утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
Согласно п. 24, п. 25, п. 26 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 г. N 630, потребители могут отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды. Отключение потребителя от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды осуществляется в порядке, который утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Самовольное отключение от сетей центрального отопления и снабжения горячей воды запрещалось.
Отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой осуществляется в случае, когда техническая возможность такого отключения предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления в соответствии с Законом Украины "О теплоснабжении" схеме теплоснабжения, при условии обеспечение бесперебойной работы инженерного оборудования дома и принятия мер по соблюдению в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, кондиционирования, строительной теплотехники; государственных строительных норм по вопросам состава, порядка разработки.
В соответствии с п. 1. 2, п. 2.2 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом N 4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 г., для реализации права потребителей на отказ от получения услуг ЦО и ГВС орган местного самоуправления или местный орган исполнительной власти создает своим решением постоянно действующую межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов по отключению потребителей от сетей ЦО и ГВС (далее - Комиссия), назначает главу и утверждает ее состав, утверждает положение о работе комиссии (состав комиссии приведены в приложении 1).
Комиссия, после изучения предоставленных собственником (собственниками) документов, в месячный срок принимает решение относительно отключения от сетей ЦО и ГВС, устройство индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических условий, для изготовление проектной документации. Решение комиссии оформляется протоколом, выписка из которого в десятидневный срок предоставляется заявителю.
Из материалов дела следует, что 09 июня 2011 г. межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов об отключении потребителей от услуг центрального отопления по "адрес" было принято решение о даче согласия Шамара И.А. на отключение от централизованного отопления, при наличии проектно-технической документации на отключения от ЦО и ГВП и установку автономного отопления (л.д. 22).
КП "Ленком" разработаны технические условия на отключение квартиры "адрес" от системы централизованного отопления (л.д.26).
Пунктом 2.2.1, 2.3.1 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом N 4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 г., установлено, что при позитивном решении комиссии заявителю предоставляется перечень организаций, к которым следует обратиться для получения технических условий для разработки проекта индивидуального (автономного) теплоснабжения и отделения от сетей ЦО и ГВС.
Согласно п. 2.5 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом N 4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 г., отключение помещений от внутридомовых сетей ЦО и ГВС выполняется монтажной организацией, которая реализует проект, с участием представителя владельца жилого дома или уполномоченного им лица, представителя исполнителя услуг по ЦО и ГВС и владельца, нанимателя (арендатора) квартиры (нежилого помещения) или уполномоченного ими лица.
В материалах дела имеется акт о демонтаже радиаторов центрального отопления, согласно которого в связи с отключением от центрального отопления квартиры в сентябре 2011 г. радиаторы отопления демонтированы на срок постоянно, для обеспечения циркуляции в здании, в местах отсоединения радиаторов от системы теплоснабжения обводные линии (перемычки) установлены (л.д.27).
Таким образом, Шамара И.А. выполнены требования действовавшего в указанный период Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
Согласно материалов дела помимо разработанных технических условий на отключение квартиры от системы централизованного отопления, разработан рабочий проект установки газового отопительного котла на основании технических условий ОАО "Керчьгаз", выполнены соответствующие работы и оборудование введено в эксплуатацию (л.д.28-49).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что собственник квартиры в установленном законом порядке, действовавшем на территории Республики Крым в 2009-2011 г.г., получила разрешение на отключение принадлежащей ей квартиры от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения и произвела данное отключение.
Нельзя считать обоснованными доводы истца о его неосведомлённости об отключении, т.к. таких доказательств суду не предоставлено, а обязанность собственника жилого помещения по предоставлению такого акта истцу действующим законодательством не предусматривалась.
Кроме того, указанные обстоятельства должны были быть установлены теплоснабжающей организацией при составлении акта о готовности к отопительному сезону, поскольку при составлении акта должно быть проверено инженерное оборудование и все отопительные приборы квартир дома, через которые производится поставка тепловой энергии.
Иных доводов относительно незаконности принятого судом первой инстанции решения апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и постановилзаконное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 12 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Керчь - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.