Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Сокола В.С.
судей
Романовой Л.В., Самойловой Е.В.
при секретаре
Берёза О.В.
с участием прокурора
Корчагиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО14 ФИО2 к "данные изъяты" о снятии с жилого дома статуса служебного и понуждении заключить договор социального найма,
по встречному иску администрации "данные изъяты" к ФИО13 ФИО2, ФИО15 ФИО5, ФИО16 ФИО3 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении без предоставления другого жилого помещения, третьи лица - отделение по вопросам миграции ОМВД России по "адрес" Республики ФИО4, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Первомайская центральная районная больница",
по апелляционным жалобам ФИО17 ФИО2, ФИО18 ФИО3 и ФИО19 ФИО5 на решение Первомайского районного суда Республики Крым от 20 февраля 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В октябре 2016 года ФИО20 обратилась в суд с иском к администрации Первомайского сельского поселения "адрес" Республики ФИО4, просила признать незаконным решение администрации Первомайского сельского поселения Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии с жилого "адрес" в пгт. "адрес" "адрес" ФИО4 статуса "служебное жилое помещение", обязать администрацию Первомайского сельского поселения Республики Крым снять статус "служебное" со спорного жилого помещения и заключить с ней договор социального найма.
Требования истцом мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения исполкома Первомайского поселкового ФИО1 "адрес", ей как медицинскому работнику было предоставлено служебное жилое помещение - "адрес" в пгт. Первомайское Республики ФИО4, выдан ордер на вселение на семью в составе 3-х человек, в т.ч. двух сыновей - ФИО21
Указывает на то, что за личные средства произвела ремонт дома, кровли, выполнив неотделимые улучшения переданного ей жилого помещения, улучшив его технические состояние.
В связи с увольнением ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения между ней и ГБУЗ РК "Первомайская ЦРБ" были прекращены и ДД.ММ.ГГГГ от администрации Первомайского сельского поселения истец получила уведомление об освобождении занимаемого служебного жилого помещения, с чем она не согласна, поскольку оно является единственным жильем ее семьи и не считала его служебным.
Отказ ответчика в решении вопроса о снятии со спорного жилья статуса "служебное" считает незаконным, поскольку вселение в служебное жилое помещение должно подтверждаться специальным ордером, чего не было, а также не был заключен договор найма служебного жилого помещения. В этой связи истец считает, что является нанимателем жилого помещения на условиях социального найма, просит обязать ответчика заключить с ней такой договор.
Администрация Первомайского сельского поселения "адрес" Республики ФИО4 в рамках рассматриваемого дела обратилась со встречным иском к ФИО22 и, уточнив требования, просили признать ответчика утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселить без предоставления другого жилого помещения и снять с регистрационного учета, ссылаясь на то, что поскольку в настоящее время ФИО23 не состоит в трудовых отношениях с больницей, она и члены её семьи утратили право пользования служебным помещением и подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Спорный жилой дом, имеющий статус служебного жилого помещения, был предоставлен ФИО24 как медицинскому работнику на период ее работы в Первомайской ЦРБ в ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 17.01.2017 в качестве соответчиков по встречному иску привлечены ФИО25 ФИО5 и ФИО26 ФИО3 - члены семьи (сыновья) ФИО27
К участию в деле привлечены третьими лицами - ГБУЗ РК "Первомайская ЦРБ" (л.д.219-220 т.1), отделение по вопросам миграции ОМВД России по "адрес" (л.д.192 т.1).
Решением Первомайского районного суда Республики Крым от 20 февраля 2017 года в удовлетворении иска ФИО28 отказано. Встречный иск администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым удовлетворен полностью.
ФИО30 признаны утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", со снятием указанных лиц с регистрационного учета по адресу проживания.
ФИО31 выселены из служебного жилого помещения по "адрес" пгт. "адрес" "адрес" без предоставления другого жилого помещения.
Разрешен вопрос о судебных расходах.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, ФИО33 подали апелляционные жалобы, просят отменить решение суда и принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных встречных требований администрации Первомайского сельского поселения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. ФИО34 также просит об отмене решения в части отказа ей в иске и принятии нового решения - об удовлетворении ее заявленных требований к администрации Первомайского сельского поселения.
Доводы апелляционных жалоб ФИО35. аналогичны друг другу и сводятся к тому, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку как служебное спорное жилое помещение не было учтено в порядке, предусмотренном действовавшим на тот период законодательством Украины; специальный ордер на вселение в служебное жилое помещение не выдавался; договор оперативного управления между Первомайским поселковым советом и Первомайской ЦРБ не заключался, ввиду чего спорное жилое помещение статус служебного не имел, а жилой дом был предоставлен для проживания на общих основаниях, т.е. в порядке социального найма.
В возражениях на апелляционные жалобы ФИО36 администрация Первомайского сельского поселения "адрес" Республики Крым просит оставить их без удовлетворения, а решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представитель третьего лица - отделения по вопросам миграции ОМВД России по "адрес" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещены надлежащим образом, просят о рассмотрении дела в их отсутствии, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями части 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав доклад судьи Романовой Л.В., выслушав пояснения ФИО37., поддержавших доводы своих жалоб, представителя администрации Первомайского сельского поселения ФИО7 и представителя ГБУЗ РК "Первомайская ЦРБ" ФИО8, возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора, полагавшего апелляционные жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений, указанных в ст.330 ч.1 ГПК РФ, которые могут повлечь отмену состоявшегося судебного постановления, судом не допущено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО38 1964 г.р., с ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с Первомайской центральной районной больницей (далее - ЦРБ), работала в акушерско-гинекологическом отделении.
Трудовые отношения с ГБУЗ РК "Первомайская ЦРБ" прекращены ДД.ММ.ГГГГ ввиду расторжения трудового договора по собственному желанию работника ФИО39 (л.д.25, 102 т.1).
В настоящее время истец работает в другом медицинском учреждении на территории Республики Крым, также является получателем досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения (л.д.123 т.1).
В период нахождения в трудовых отношениях с Первомайской ЦРБ, ФИО41. было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу - пгт. "адрес" "адрес", "адрес", "данные изъяты", как медицинскому работнику без права приватизации, что подтверждается выпиской протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Первомайского поселкового совета, который был утвержден исполнительным комитетом Первомайского поселкового совета ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27 т.1).
При рассмотрении вопроса о предоставлении ФИО2 служебного жилого помещения, комиссией было решено истребовать у ФИО2 письменное обязательство освободить служебное помещение после прекращения выполнения служебных обязанностей в Первомайской ЦРБ (л.д. 28 т.1).
Названный протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Первомайского поселкового совета, утвержденный решением исполнительного комитета Первомайского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не оспорены и не обжаловались в период их принятия.
Ордер на жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ был выдан ФИО42 на основании решения исполнительного комитета Первомайского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи, в которую кроме самой ФИО43 входили два сына - ФИО44 (л.д.29 т.1).
Договор найма служебного жилого помещения между собственником жилья и ФИО2 оформлен не был, равно как и не был оформлен какой-либо иной договор, что признают стороны и подтверждается материалами дела. Вместе с тем, ФИО45 были заключены договоры на предоставление коммунальных услуг по адресу нахождения жилого помещения на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34 - 46 т.1).
ФИО46 зарегистрированы проживающими по адресу "адрес" "адрес" "адрес" ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 215 т.1), ФИО47 - ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 214 т.1). Ранее ФИО2 была зарегистрирована в "адрес"а "адрес" (л.д.175 т.1).
После прекращения трудовых отношений с ЦРБ, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Первомайского сельского поселения с просьбой о снятии с жилого помещения статуса "служебное" в целях его дальнейшей приватизации (л.д.31, 105 т.1). В удовлетворении заявления было отказано (л.д.106, 107 т.1). Спорное недвижимое имущество внесено в реестр муниципального имущества, на него выдан кадастровый паспорт (л.д.108-110 т.1).
По информации администрации Первомайского сельского поселения на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО2 не состоит (л.д.111 т.1) и не состояла. Данные обстоятельства ФИО2 подтвердила в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была предупреждена о необходимости освобождения служебного жилья ввиду прекращения трудовых отношений с Первомайской ЦРБ (л.д.104 т.1).
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции исходил из того, что между сторонами фактически сложились отношения по найму служебного жилого помещения, в связи с чем суд правильно руководствовался положениями п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, согласно которым к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к числу жилых помещений специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92), которые имеют специальное назначение: в частности, служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления (статья 93).
Категории лиц, которым могут предоставляться служебные жилые помещения, устанавливаются в отношении помещений, находящихся в федеральной собственности, органами власти Российской Федерации, в отношении помещений, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, соответственно органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (часть 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относятся, в частности, обеспечение граждан, проживающих в поселении (городском округе) жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные положения содержатся и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в том числе полномочия по определению порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Таким образом, в контексте задач, возложенных на муниципальные образования, служебные жилые помещения выполняют специфическую социальную функцию, заключающуюся в обеспечении права на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов, категории которых определяются органом местного самоуправления (пункт 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Определенным категориям работников, занятых в таких социально значимых сферах как образование, медицинская помощь, проживающих на территории муниципального образования или приглашаемых из других местностей для работы, соответствующая обязанность органов местного самоуправления на предоставление служебного жилого помещения предусмотрена на законодательном уровне. В данном случае Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Социальный жилищный фонд состоит из определенных жилых помещений, относящихся к государственному или муниципальному фонду. Жилые помещения указанного фонда предоставляются определенным категориям граждан, состоящим на учете нуждающихся в жилье (ст. 57 ЖК РФ). Основанием возникновения права пользования жилым помещением является договор социального найма (ст. 60 ЖК РФ).
Отказывая в иске ФИО48 и удовлетворяя встречные требования администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, суд обоснованно исходил из того, на учете нуждающихся в жилье ФИО49 не состоит, порядок предоставления жилого помещения специализированного фонда (служебного жилья) был соблюден, трудовые отношения с ФИО50 прекращены, соответственно оснований занимать служебное помещение не имеется.
При этом, суд верно исходил из того, что несмотря на отсутствие сведение о внесении спорного дома с момента приобретения ДД.ММ.ГГГГ в журнал учета служебных жилых помещений исполнительного комитета Первомайского поселкового совета, его предназначение не изменилось. Жилое помещение приобретено по программе обеспечения служебным жильем специалистов социальных бюджетных учреждений, расположенных на территории Первомайского поселкового совета на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-72, 74-88 т.1), в котором в качестве служебного жилья для специалистов медицинского учреждения нуждалось муниципальное образование на время трудовых отношений с больницей.
Из материалов дела следует, что муниципальное образование в настоящее время нуждается в медицинских работниках, которым предусмотрено предоставление служебного жилого помещения.
Пунктом 14 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинские работники и фармацевтические работники на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.
Прекращение трудовых отношений в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации является основанием прекращения использования служебного жилого помещения, и в соответствии с ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ влечет обязанность для граждан, занимающих такое жилое помещение, его освобождения.
Учитывая, что ФИО52 к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не относятся, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является законным, принятым в соответствии с действующими нормами материального права.
При этом суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводов и доказательств, имеющих правовое значение и опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приведено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб ФИО53 не имеется.
В примечании приложения N 2 (образец ордера на служебное жилое помещение) Постановления Совета Министров УССР от 04 февраля 1988 г. N 37 "О порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в Украинской ССР" (действующего с изменениями и дополнениями на период возникновения спорных отношений) указано, что ордер на служебное жилое помещение имеет некоторые особенности, а именно - в направлении от верхнего левого угла до нижнего правого ордер и корешок ордера пересекают красные полосы.
Из материалов дела следует, что именно с красной полосой от верхнего левого угла до нижнего правого был выдан ордер ФИО2 (л.д.93 т.1), что безусловно подтверждает наличие у жилого помещения статуса - служебное, независимо от того, что в названии ордера слово "служебное" отсутствует.
Незаключение договора о передаче служебного жилья в оперативное управление Первомайской ЦРБ, равно как и отсутствие письменного договора найма служебного жилого помещения между собственником жилья и ФИО2 не дает основания полагать, что жилье было передано в порядке социального найма, поскольку такое утверждение ФИО2 опровергается совокупностью исследованных в деле доказательств.
Мотивы апелляционных жалоб ФИО2 и других апеллянтов приводились ими в качестве возражений на встречный иск администрации Первомайского сельского поселения, судом первой инстанции им дана надлежащая оценка, не соглашаться с которой судебная коллегия оснований не усматривает и для иного вывода правовых оснований не имеется, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Мнение апеллянтов о том, что суд должен был иначе применить нормы материального права, по-иному оценить исследованные доказательства и прийти к противоположным выводам, не может повлечь отмену состоявшегося судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда Республики Крым от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО54 - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Сокол В.С.
Судьи: Романова Л.В.
Самойлова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.