Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Сокола В.С.
судей
Романовой Л.В., Самойловой Е.В.
при секретаре
Берёза О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Евпатория Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к администрации "адрес", Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО2 о предоставлении жилья и возложении обязанности выполнить определенные действия,
по апелляционной жалобе Министерства образования, науки и молодежи Республики ФИО2 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2016 года прокурор "адрес" обратился в суд с иском и уточняя требования в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 просил обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО2 выделить денежные средства администрации "адрес" для приобретения жилого помещения ФИО1; обязать администрацию "адрес" Республики ФИО2 предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой "адрес" проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п ФИО1 включен в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. ФИО1 собственного жилья не имеет, на момент проверки проживал в съемном жилом помещении по адресу: "адрес".
Ссылаясь на требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым", просил исковые требования удовлетворить.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2016 года исковые требования прокурора "адрес" Республики ФИО2 удовлетворены. Суд обязал Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО2 выделить денежные средства администрации "адрес" для приобретения жилого помещения ФИО1 Также суд своим решением обязал администрацию "адрес" Республики ФИО2 предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, ответчик Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО2 обратилось с апелляционной жалобой, ставят вопрос об отмене решения суда относительно Министерства образования, науки и молодежи Республики ФИО2 и принятии нового - об отказе в удовлетворении заявленных к Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО2 требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В частности представитель апеллянта указывает, что судом первой инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах средств, поступивших в бюджет Республики ФИО2 на 2016 год из федерального бюджета. Также ссылается на положения статьи 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" согласно которой, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 года N 359 "Об утверждении порядка расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" определен механизм расходования субвенций из бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.
В соответствии с п.1 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2016 года N 342 "Об установлении на 2016 год уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" на 2016 год уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений для Республики ФИО2 и города федерального значения Севастополя, установлен в размере 100 %.
В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор, участвующий в деле, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков администрации "адрес" и Министерства образования, науки и молодежи Республики ФИО2 не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи ФИО4, выслушав пояснения прокурора и ФИО1, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, в связи с тем, что родители его умерли (мать умерла в 2005 г., отец - в 2010 г.), л.д.8-9.
Решением исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 был определен в интернатное учреждение (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 достиг совершеннолетия.
В настоящее время ФИО1 обучается в Евпаторийском индустриальном техникуме и проживает в общежитии техникума по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46), в собственности жилья не имеет (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации "адрес" N-п ФИО1 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Из вышеизложенного следует, что ФИО1 состоит на квартирном учете в администрации "адрес", имеет право на получение специализированного жилого помещения, т.к. на него распространяется действие Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решение суда первой инстанции в части возложения на администрацию "адрес" обязанности предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения не оспаривается второй стороной и
оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Возлагая на Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО2 обязанность по выделению денежных средств администрации "адрес" Республики ФИО2 для предоставления ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилого помещения, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по финансированию мероприятий, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО2.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может в полной мере согласиться, учитывая следующее.
Согласно положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование являются Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" предусмотрено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики ФИО2, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики ФИО2 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики ФИО2, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно ст. 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-ЗРК/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 N359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом п. 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что соглашение о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики ФИО2 и администрацией муниципального образования на обеспечение ФИО1 жилым помещением не заключалось, заявка на перечисление субвенций из бюджета Республики бюджету муниципального образования относительно ФИО1 не подавалась. Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей в Республике ФИО2, куда ФИО1 включен, либо информация о включении его в список не были представлены в Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО2. Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что процедура приобретения жилого помещения для предоставления ФИО1 не соблюдена.
Соглашения о предоставлении субвенции в соответствии с Порядком расходования субвенции из бюджета Республики ФИО2 бюджетам муниципальных образований Республики ФИО2 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, могло быть заключено лишь при наличии в бюджете Республики ФИО2 бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики ФИО2 и выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в Республике ФИО2 в полном объеме условий предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка.
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.
Положений закона, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма действующее законодательство не содержит, что исключает правовые основания для удовлетворения заявленных к Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО2 требований.
Поскольку требования прокурора к Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО2 о возложении на Министерство обязанности по выделению денежных средств администрации "адрес" для приобретения ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений заявлены преждевременно, решение суда в этой части принято с неверным применением норм материального закона, что в силу п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в части, касающейся удовлетворенных требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО2 с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО2.
В остальной части решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2016 года подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 327-329, 330 ч.1 п.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2016 года в части возложения на Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО2 обязанности по выделению денежных средств администрации "адрес" для приобретения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения - отменить.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" Республики ФИО2 в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО2 о возложении обязанности по выделению денежных средств администрации "адрес" Республики ФИО2 для приобретения жилого помещения ФИО1 - отказать.
В остальной части решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2016 года - оставить без изменения.
Председательствующий судья: Сокол В.С.
Судьи: Самойлова Е.В.
Романова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.