судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО4 в составе:
председательствующего, судьи Аврамиди Т.С.,
судей Хмарук Н.С., Харченко И.А.,
при секретаре ФИО8,
по докладу судьи ФИО13
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" гражданское дело по иску Прокурора "адрес" Республики ФИО4 ФИО11 в интересах ФИО1 к Администрации "адрес" Республики ФИО4, Министерству образования, науки и молодёжи Республики ФИО4, Министерству финансов Республики ФИО4 об обязании предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, по апелляционным жалобам представителя Министерства образования, науки и молодёжи Республики ФИО4 ФИО9 и представителя Администрации "адрес" Республики ФИО4 ФИО10 на решение Судакского городского суда Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
В октябре 2016 года прокурор "адрес" Республики ФИО4 ФИО11 обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Администрации "адрес" Республики ФИО4, Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО4, Министерству финансов Республики ФИО4 об обязании предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, в котором просит обязать Администрацию "адрес" предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированого жилищного фонда на территории муниципального образования городской округ Судак, общей лощадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее "данные изъяты" кв.м общей площади жилого помещения, обязании Министерства образования, науки и молодежи Республики ФИО4 обеспечить Администрацию "адрес" финансовыми средствами, необходимыми для предоставления жилого помещения ФИО1, "данные изъяты".
Требования мотивированы тем, что прокуратурой "адрес" Республики ФИО4 проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей, поставлен на квартирный учет в исполнительном комитете Судакского городского совета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в список внеочередников, в связи с отсутствием жилья, как лицо, находящиеся в государственном детском учреждении, своего жилья не имеет, в настоящее время проживает в помещении по адресу: Республика ФИО4, "адрес", ул. "адрес"- "данные изъяты".
Решением Судакского городского суда Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен. На Администрацию "адрес" Республики ФИО4 возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования городской округ Судак, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения. На Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО4 возложена обязанность обеспечить Администрацию Судака Республики ФИО4 финансовыми средствами, необходимыми для предоставления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования городской округ Судак, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики ФИО4 подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения на Министерство образования и науки и молодежи Республики ФИО4 обязанности обеспечить Администрацию Судака Республики ФИО4 финансовыми средствами, необходимыми для предоставления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования городской округ Судак, принять в данной части новое решение об отказе в иске.
Как указывает апеллянт, судом первой инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах средств, поступивших в бюджет Республики ФИО4 на 2017 год из федерального бюджета. Также ссылается на положения статьи 11 Закона Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N- "данные изъяты" "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике ФИО4" согласно которой, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики ФИО4.
Советом Министров Республики ФИО4 принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка расходования субвенций из бюджета Республики ФИО4 бюджетам муниципальных образований Республики ФИО4 на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений". Указанный порядок определяет механизм расходования субвенций из бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с Порядком и Соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики ФИО4 и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике ФИО4.
В соответствии с п.1 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении на 2016 год уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" на 2016 год уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений для Республики ФИО4 и города федерального значения Севастополя, установлен в размере 100 %.
Также, не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации "адрес" Республики ФИО4 подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда. В частности указывает на то, что право получения жилья ФИО1 подлежит реализации при наличии бюджетных ассигнований.
Прокурор принес на апелляционную жалобу Администрации "адрес" Республики ФИО4 возражения, в которых просил решение суда первой инстанции отставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции ФИО1 и представители Администрации "адрес" Республики ФИО4, Министерства образования, науки и молодёжи Республики ФИО4, Министерства финансов Республики ФИО4 не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем дело в рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор ФИО12 против удовлетворения жалоб возражала.
Проверив материалы дела, заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой "адрес" Республики ФИО4 проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что родители истца - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лишены родительских прав на основании решения Судакского городского суда Автономной Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).
Решением исполнительного комитета Судакского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определен в детское государственное учреждение несовершеннолетних (л.д.14)
На основании выписки из решения исполнительного комитета Судакского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ решено принять ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на квартирный учет в исполнительном комитете Судакского городского совета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также включен в список внеочередников, в свези с отсутствие жилья, как лицо, находящееся в государственном детском учреждении (л.д. 10, 25-27).
В настоящее время истец ФИО1 временно проживает в помещении по адресу: Республика ФИО4, "адрес", ул. "адрес" "данные изъяты", свое жилья не имеет, что подтверждено документально (л.д. 13).
Из приведенного выше следует, что ФИО1 является гражданином из числа детей-сирот, состоящих на квартирном учете в Администрации "адрес" Республики ФИО4 и пользующимся правом на получение жилого помещения, на него распространяется действие Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пунктам 1, 9 статьи 8 указанного Закона (в редакции Федерального Закона N15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пп. 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГг. "данные изъяты"Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике ФИО4" в Республике ФИО4 обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики ФИО4, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики ФИО4 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики ФИО4, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Изложенное указывает на то, что ФИО1 имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска в этой части.
Доводы апелляционной жалобы Администрации "адрес" о незаконности принятого решения основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ N 192-О и др.).
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Федеральный законодатель в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с ДД.ММ.ГГГГ права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы Министерства образования, науки и молодежи Республики ФИО4, исходя из следующего.
Согласно статье 11 Закона Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике ФИО4" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики ФИО4.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики ФИО4 о бюджете Республики ФИО4 на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики ФИО4 принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики ФИО4 бюджетам муниципальных образований Республики ФИО4 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики ФИО4 устанавливается законом Республики ФИО4 о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом, п. 6 данного Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики ФИО4 бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики ФИО4. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике ФИО4 в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики ФИО4 и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики ФИО4 и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике ФИО4. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики ФИО4 при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики ФИО4, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики ФИО4 (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Соглашение о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики ФИО4 и администрацией муниципального образования на обеспечение ФИО1 жилым помещением не заключалось, заявка на перечисление субвенций из бюджету Республики бюджету муниципального образования не подавалась.
При этом, такое соглашения о предоставлении субвенции, в соответствии с Порядком расходования субвенции из бюджета Республики ФИО4 бюджетам муниципальных образований Республики ФИО4 на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Совета министров Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N, могло быть заключено лишь при наличии в бюджете Республики ФИО4 бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики ФИО4 и выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в Республике ФИО4 в полном объеме условий предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка.
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.
Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, что исключает правовые основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО4.
Требования прокурора к Министерству образования, науки и молодежи Республики ФИО4 о возложении на Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО4 обязанности по выделению денежных средств Администрации "адрес" Республики ФИО4 для предоставления ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, площадью не ниже установленных социальных норм заявлены преждевременно, а решение суда первой инстанции в этой части принято с нарушением норм материального закона, что согласно п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в данной части, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Судакского городского суда Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО4 обязанности обеспечить Администрацию "адрес" Республики ФИО4 финансовыми средствами, необходимыми для предоставления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования городской округ Судак, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения - отменить.
Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" Республики ФИО4 ФИО11 в интересах ФИО1 к Министерству образования, науки и молодёжи Республики ФИО4 о возложении обязанности обеспечить Администрацию "адрес" Республики ФИО4 финансовыми средствами, необходимыми для предоставления ФИО1 жилого помещения - отказать.
В остальной части решение Судакского городского суда Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации "адрес" Республики ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.С. Аврамиди
Судьи И.А. Харченко
Н.С. Хмарук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.