Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Тимошенко Е.Г.,
судьи - Мостовенко Н.Р.,
судьи - Павловского Е.Г.,
при секретаре - Слабун О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 13.02.2017 года по делу N 2а-183/2017
по административному иску ФИО1
к первому заместителю главы администрации города Судака Республики Крым ФИО2,
администрации города Судака Республики Крым,
заинтересованное лицо - потребительский кооператив индивидуальных застройщиков "Миндальное КС",
о признании незаконными действий должностного лица, понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав судью - докладчика Тимошенко Е.Г., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 13.02.2017 года по делу N 2а-183/2017 отказано в удовлетворении административного иска ФИО1 к первому заместителю главы администрации города Судака Республики Крым ФИО2, администрации города Судака Республики Крым, заинтересованное лицо - потребительский кооператив индивидуальных застройщиков "Миндальное КС", о признании незаконными действий должностного лица, понуждении утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Судакского городского суда Республики Крым от 13.02.2017 года по делу N 2а-183/2017, приняв новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что привело к вынесению неверного решения. Как указывает заявитель, судом должным образом не исследованы доказательства по делу и не дана правильная оценка действиям ответчика, что противоречит нормам процессуального права, установленным ст. 59, 84 КАС РФ.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.
В соответствии п. 1 ст. 296 КАС РФ в случае, если иное не установлено настоящим Кодексом, апелляционные жалобы, представления рассматриваются, в частности, верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом - на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом, от администрации города Судака Республики Крым поступили возражения на апелляционную жалобу.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что истец с 2010 года является правопреемником от своего мужа Мельник А.Т. в Обслуживающем кооперативе "Миндальное КС".
Согласно Уставу Потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное КС" (далее Кооператив), последний является правопреемником Обслуживающего кооператива "Миндальное КС", создан с целью завершения оформления прав на земельные участки в собственность или аренду для индивидуальной жилой застройки. Строительство и обслуживание жилых домов (временных строений) в соответствии с проектом застройки на основании утвержденной градостроительной документации, на условиях самостоятельности и самофинансирования добровольным объединением физических и юридических лиц, заинтересованных в осуществлении строительства и введение в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, хозяйственных сооружений, а также строительство и обслуживание инфраструктуры, объектов социально-бытового назначения для обеспечения потребностей членов кооператива, в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 15.11.2016 года обратилась в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которому на основании ст.ст. 10, 11.10, 39.6, 39.15 ЗК РФ просил предварительно согласовать представление земельного участка и утвердить схему его расположения на кадастровом плане территории для предоставления земельного участка бесплатно в собственность.
По результатам рассмотрения указанного выше заявления в адрес истца Администрацией было направлено письмо от 14.12.2016 года исх. N М-9/2846/2 за подписью первого заместителя главы администрации города Судака Республики Крым Горбатюк М.В. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участке вследствие того, что при рассмотрении заявления и приложенных к нему документов установлено совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением 32 сессии 5 созыва Новосветсвкого сельского совета от 24.11.2008 года N122/32/08 (с изменениями) "О разрешении ОК "Миндальный-КС" выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка для жилищного строительства в районе дома N8 по ул. Л. Голицына". Также в этом письме указано, что согласно п.2 ст.19 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15.01.2015 года N 66-ЗРК предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства в городах, поселках городского типа составляют от 0,05 га до 0,08 га.
Кроме того указанным письмом до сведения Мельник М.А. доведено, что ею не предоставлены предусмотренные пп.1 ч.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ документы, подтверждающие ее право на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Действия первого заместителя главы администрации города Судака Республики Крым Горбатюк М.В., выразившиеся в отказе утверждения схемы расположения земельного участка обжалованы Мельник М.А. в Судакский городской суд Республики Крым.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией города Судака Республики Крым правомерно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием всех оснований, послуживших для принятия такого решения.
Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N131-ФЗ).
В ст.34 Закона N131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.34 Закона N131-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.36 Закона N131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.4 ст. 36 Закона N131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В ст.37 Закона N131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.43 Закона N131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.3 ст. 43 Закона N131-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" (далее Закон N54-ЗРК) местное самоуправление в Республике Крым - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Крым, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч.1 ст.4 Закон N54-ЗРК по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (ч.4 ст.4 Закона N54-ЗРК).
Ст.26 Закона N54-ЗРК предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Ст.31 Закона N 54-ЗРК установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
В ст.37 Закона N131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Материалы дела свидетельствуют о том, что на 2 сессии 1 созыва Судакского городского совета Республики Крым 14.11.2014 г. принято решение N67, которым утвержден Устав муниципального образования городской округ Судак Республики Крым (далее Устав).
Согласно ч.1 ст.44 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрацией руководит глава администрации города Судака на принципах единоначалия (ч.4 ст.44 Устава).
В соответствии с ч.4 ст.48 Устава первый заместитель (в случае отсутствия такой должности - заместитель) главы администрации города Судака исполняет обязанности главы администрации города Судака в его отсутствие, или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей, если актами органов местного самоуправления не предусмотрено иное.
Постановлением Администрации N1452 от 23.09.2016 г. утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Согласно п.26 этого административного регламента, эта муниципальная услуга предоставляется путем выполнения административных процедур (действий), которые включают в себя процедуру издания Письма об отказе.
В соответствии с п. 30.2 административного регламента конечным результатом данной административной процедуры является, в том числе выдача заявителю Письма об отказе.
Постановлением Администрации N 993 от 21.07.2016 г. также утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Пунктом 2.3 этого регламента определено, что результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе, мотивированный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно п.2.9 регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Одним из оснований является наличие в отношении земельного участка, указанного в заявлении, решения о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истёк, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное, не указанное в решении, лицо.
В соответствии с Распоряжением Председателя Судакского городского совета N 95-р от 18.11.2016 года главе администрации города Судака Серову В.Н. был предоставлен отпуск продолжительностью 21 календарный день с 29.11.2016 г. по 19.12.2016 г. включительно (п.1), на время которого исполнение обязанностей главы администрации возложено на первого заместителя Горбатюк М.В.(п.2).
Учитывая изложенное довод заявителя о том, что ответчик, подписывая 14.12.2016 года письмо исх. N М-9/2846/2 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, действовал в нарушение положений законодательства Российской Федерации, не соблюдая порядок осуществления административной процедуры предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка", в условиях нарушения порядка, установленного Постановлением Администрации N993 от 21.07.2016 г., не состоятелен.
Ст. 36 Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение, в том числе, землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ) регулируются, в том числе, отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п.3 ст.3 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка относится к исполнительно- распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).
Ст.29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно п.п.1 и п.п.2 п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке, устанавливающем обязанность подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости.
Ст. 39.15 ЗК РФ установлена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, определен порядок оформления и направления соответствующего заявления в компетентный орган, оговорены действия последнего по рассмотрению такого заявления.
Согласно п.2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в частности, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п.7 ст. ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно п.8. ст. ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пп.22 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
В соответствии с п.1 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4 ст.11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п.п. 2 п.16 ст. 11.16 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Как указано выше, основанием для отказа в утверждении представленной 15.11.2016 года истцом схемы расположения земельного участка стало то, что при рассмотрении его заявления и приложенных к нему документов Администрацией было установлено совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением 32 сессии 5 созыва Новосветсвкого сельского совета от 24.11.2008 г. N122/32/08 (с изменениями) "О разрешении ОК "Миндальный-КС" выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка для жилищного строительства в районе дома N8 по ул.Л.Голицына".
В материалах дела имеется копия решения 32 сессии 5-го созыва Новосветского поселкового совета от 24.11.2008 г. N122/32/08, которым разрешено Обслуживающему кооперативу "Миндальное-КС", правопреемником которого является Кооператив, выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 1,28 га, для размещения квартала жилой застройки, в районе жилого дома N8 по ул. Л. Голицына в пгт. Новый Свет.
При изучении содержания указанного решения Новосветского поселкового совета судебной коллегией установлено, что данное решение на момент обращения Мельник М.А. в Администрацию города Судака с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не утратило законной силы.
Кроме того Администрацией к возражению на апелляционную жалобу приложена копия Постановления N1163 от 30.11.2015 года, в соответствии с которым по результатам рассмотрения обращения Кооператива от 29.10.2015 года земельный участок площадью 12810 кв.м с кадастровым номером 90:23:020104:55 для размещения квартала жилой застройки, местоположение которого: г.Судак, пгт. Новый Свет, ул. Голицына, кв-л Миндальный, отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, код 2.1.
Таким образом материалами дела подтверждается обоснованность утверждений Администрации о совпадении местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, подготовленной истцом, с местоположением земельного участка, с заявлением о завершении оформления права собственности на который в порядке, предусмотренном Законом Республики Крым N 38- ЗРК от 31.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ранее обратился Кооператив.
В силу изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что существовали предусмотренные п.п. 2 п.16 ст. 11.16 ЗК РФ, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной истцом.
Указанные выше обстоятельства также свидетельствуют о наличии предусмотренных п.8. ст. ст. 39.15 ЗК РФ оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Закон Республики Крым N 38-ЗРК от 31.07.2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Ст.1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В ч.1 ст.13 Закона N38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Согласно ч.2 ст. 13 Закона N38-ЗРК предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно в собственность в том числе гражданам Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч.5 ст. 13 Закона N38-ЗРК).
Советом Министров Республики Крым 02.09.2014 г. принято Постановление N 313, которым утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее Порядок N313), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно п. 4 Порядка N 313 (в редакции, действовавшей на момент подачи 14.11.2016 г. заявления истцом) завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия Новосветским поселковым советом Автономной Республики Крым до 21.03.2014 года в порядке, предусмотренном законодательством Украины, каких- либо решений о разрешении истцу составить (выполнить) проект землеустройства по отводу ему земельного участка, заявление об утверждении схемы расположения которого на кадастровом плане территории направлено 15.11.2016 года в адрес Администрации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необоснованным довод заявителя о том, что на момент подачи 15.11.2016 года заявления, у него были все необходимые документы, подтверждающие его право на приобретение земельного участка без проведения торгов, по причине того, что им фактически осуществлялось завершение начатого до 21.03.2014 года оформления права на этот земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 11.9. ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014 года принят Закон N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений" (далее Закон N 66-ЗРК/2015), который в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 г.N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В силу ст. 19 Закона N 66-ЗРК/2015 до определения градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду, безвозмездное пользование, устанавливаются настоящей статьей.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, устанавливаются для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа в пределах от 0,05 га до 0,08 га.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Мельник М.А. подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого менее минимального размера, установленного ст.19 Закона N 66-ЗРК/2015.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что, разработка истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого менее минимального размера, установленного действующим законодательством, была осуществлена с нарушением требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам, что, исходя из положений п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ является дополнительным основанием для отказа в ее утверждении.
Таким образом, содержащиеся в ответе администрации города Судака Республики Крым от 14.12.2016 года NМ-9/2846/2 сведения не противоречат вышеуказанным положениям нормативно-правовых актов, в том числе, административному регламенту, устанавливающему сроки и последовательность административных процедур и административных действий при предоставлении муниципальной услуги.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Принимая во внимание отсутствие предусмотренной законом совокупности вышеназванных условий, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФИО1, с учетом изложенных в ней доводов.
Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
Административное исковое заявление рассмотрено судом первой инстанции в полном объеме, действиям администрации и ее должностному лицу - первому заместителю главы администрации города Судака Республики Крым Горбатюк М.В., послужившим выдаче Мельник М.А. письменного мотивированного уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая, что апелляционная жалоба не содержит правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 13.02.2017 года по делу N 2а-183/2017 - оставить без удовлетворения.
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 13.02.2017 года по делу N 2а-183/2017 - оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Тимошенко Е.Г.,
Судьи:
Мостовенко Н.Р.
Павловский Е.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.