Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Яковлева С.В.
судей Юсуповой Л.А-В., Агина В.В.
при секретаре Лютенко В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 января 2017 года, которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения представителя Гусейнова О.А. - Уваровой Е.А., судебная коллегия
установила:
Гусейнов О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления.
Требования мотивированны тем, что решением Массандровского поселкового совета N 12 от 25 декабря 2007 года ему было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты" для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: "данные изъяты" На основании этого решения им был заключен договор на составление проекта землеустройства с землеустроительной организацией, который был исполнен, и разработан проект отвода.
В октябре 2010 года им был направлен проект землеустройства по отводу земельного участка для его утверждения Советом. Решением Массандровского поселкового Совета от 19 октября 2010 года срок действия решения был продлен сроком на один год. Решением Массандровского поселкового совета от 21 июня 2011 года действие решений о разрешении на разработку проектов отвода земельных участков, было приостановлено до утверждения Массандровским поселковым советом проекта землеустройства по установлении прибрежных защитных полос и пляжных зон.
Решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета N 13 от 29 сентября 2014 года Массандровский сельский совет ликвидирован. В последующем он обратился в администрацию города Ялта с заявлением о предоставлении ему земельного участка в порядке завершения оформления прав, приложив все необходимые документы, однако постановлением администрации города Ялты N "данные изъяты" от 7 июля 2016 ему было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, в связи с утратой силы действия решения 16 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета N 12 от 25 декабря 2007 года. Считает указанное решение незаконным, поскольку решение о даче ему разрешения на составление проекта землеустройства было действующим и фактически было им реализовано.
С учетом изложенного, просил признать незаконным постановление администрации г. Ялта "данные изъяты" от 7 июля 2016 года "Об отказе Гусейнову О.А. в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью "данные изъяты", расположенного в "данные изъяты" и обязать администрацию г. Ялта повторно рассмотреть его заявление от 12 января 2016 года о предоставлении в его собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью "данные изъяты", расположенного в "данные изъяты"
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 января 2017 года исковые требования Гусейнова О.А. удовлетворены.
Судом постановлено:
- признать незаконным постановление администрации г. Ялта N 2221-п от 7 июля 2016 года "Об отказе Гусейнову О.А. в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 50 кв. метров, расположенного в городе Ялта, пгт. Никита, в районе ул. Кедровой";
- обязать администрацию г. Ялта в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Гусейнова О.А. от 12 января 2016 года о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 50 кв. метров, расположенного в городе Ялта, пгт. Никита, в районе ул. Кедровой;
- обязать администрацию г. Ялта Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Гусейнову О.А. об исполнении решения по административному делу.
Не согласившись с указанным решением, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что решение суда является необоснованным и незаконным.
В судебном заседании представитель Гусейнова О.А. - Уварова Е.А. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, об отложении дела не заявляли.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым закреплены в Законе Республики Крым N 38-3PK от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Статьей 1 Закона Республики Крым N 38-3PK от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
На основании части 1 статьи 13 Закона N 38-3PK, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета Министров Республики Крым N 313 от 2 сентября 2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Пунктом 4, 5 Порядка N 313 предусмотрено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации). Возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета N от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым.
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.
Пунктом 12 Правил N 37 установлено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
Как усматривается из материалов дела, 16-й сессии 5-го созыва Массандровского поселкового совета N 12 от 25 декабря 2007 года Гусейнову О.А. было дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка, из земель, находящихся в ведении Массандровского поселкового совета, площадью "данные изъяты" для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: "данные изъяты", в районе "адрес".
В соответствии с решением N 36 6-й сессии Массандровского поселкового совета 5-го созыва от 24 октября 2006, установлен общий срок для разработки проекта отвода земельного участка два года со дня принятия решения. По истечению двух лет настоящее решение утрачивает силу.
Во исполнение решения N 12 от 25 декабря 2007 года, между Гусейновым О. А. и землеустроительной организацией ООО "Ялтаземпроект" ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на выполнение землеустроительных работ по отводу в собственность земельного участка в районе "адрес" в "данные изъяты" "адрес".
Решением 39-й сессии 5-го созыва Массандровского поселкового совета от 06 августа 2010 года N 16 были внесены изменения, в том числе в решение 5-го созыва 16-й сессии Массандровского поселкового совета от 25 декабря 2007 года N 12, дополнив его указанием об отнесении к категории земель жилой и общественной застройки: дополнив его пунктом 3 следующего содержания: "Отнести земельные участки, указанные в пункте 2 к категории земель жилой и общественной застройки (в тех случаях, когда категория земель на данный момент не определена)".
12 января 2016 года Гусейнов О.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации "адрес" с заявлением, в котором просил предоставить ему земельный участок в собственность, в порядке завершения оформления прав на земельный участок "данные изъяты"., по адресу: "адрес", в районе "адрес", с видом разрешенного использования - объект гаражного назначения.
Заявление Гусейнова О.А. было направлено в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым для проведения проверки на предмет соответствия места расположения объекта, документации по планировке территории, градостроительной документации.
По результатам проведенной проверки, Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым был дан ответ о согласовании предоставления земельного участка, проектируемого к отводу Гусейнову О.А., месторасположение которого соответствует действующей градостроительной документации.
Постановлением администрации города Ялта "данные изъяты" от 7 июля 2016 года Гусейнову О.А. отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 50 кв.м., в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по вышеуказанному адресу в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с утратой силы действия решения 16-ой сессии Массандровского поселкового совета 5-го созыва N 12 от 25 декабря 2007 года.
22 июня 2009 года Гусейнов О. А. заключил с землеустроительной организацией договор на выполнение землеустроительных работ. Указанное свидетельствует о том, что Гусейнов О.А. выполнил в установленный законом срок обязанность, возложенную на него решением Массандровского поселкового Совета N 12 от 25 декабря 2007 года. ООО "Ялтаземпроект" приступила к разработке проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, который в 2010 году был изготовлен, но не был согласован Управлением Госкомзема в г. Ялта АР Крым. После указанных заключений ООО "Ялтаземпроект" было подано заявление с просьбой повторно направить на заседание комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству, проект землеустройства по отводу земельного участка, на котором имеется резолюция о передаче документа к рассмотрению в комиссии от 5 января 2011 года.
Согласно решения 43-й сессии 5-го созыва Массандровского поселкового совета от 29 октября 2010 года N 6 было продлено сроком на один год действие разрешений на разработку землеустроительной документации.
Решением 11-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового совета от 21 июня 2011 года приостановлено течение сроков действия решений Массандровского поселкового совета о разрешении разработки проектов отвода земельных участков, проектов землеустройства по отводу земельных участков, технической документации по отводу земельных участков, другой землеустроительной документации, действие которых было ограничено временным периодом, срок которых не истек по состоянию на 1 января 2011 года.
На основании пункта 2 решения течение сроков возобновляется со следующего дня, после дня утверждения Массандровским поселковым советом проекта землеустройства по установлению прибрежных защитных полос и пляжных зон.
Проект землеустройства по установлению границ прибрежной защитной полосы Черного моря (с установленной в ней пляжной зоной) в границах населенных пунктов Массандровского поселкового совета "данные изъяты" был утвержден решением 30-й сессии 6-го созыва N 11 от 28 декабря 2012 года.
С учетом изложенного проект землеустройства по отводу Гусейнову О.А. в собственность земельного участка, разработанный им на основании решения Массандровского поселкового Совета N 12 от 25 декабря 2007 года не был своевременно рассмотрен и утвержден не по вине истца, а в связи с принятием Массандровским поселковым Советом нормативных актов, устанавливающих прямой запрет на рассмотрение подобных заявлений.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что постановление администрации города Ялта N-п от ДД.ММ.ГГГГ противоречит действующему законодательству, нарушает права истца.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства и обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, а основания для отмены либо изменения решения районного суда отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, не усматривает.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Яковлев
Судьи Л.А-В.Юсупова
В.В.Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.