Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Воробьёвой С.А.,
судей Хожаиновой О.В., Агина В.В.,
с участием административного истца Шпак О.Г. и её
представителя Суворова Н.Е.,
при секретаре Ломзиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, к Ялтинскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 о признании незаконным решение, понуждении к проведению регистрации, заинтересованные лица: ФИО4, ФИО5, ФИО6,
по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 января 2017 года, которым
ФИО1 отказано в удовлетворении административного иска полностью.
Заслушав доклад судьи Агина В.В., выслушав административного истца Шпак О.Г. и её представителя Суворова Н.Е., поддержавших жалобу, судебная коллегия
установила:
18 ноября 2016 года Шпак О.Г., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Карпухиной П.А., обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным иском, в котором просила:
признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее Госкомрегистр) в лице государственного регистратора Ялтинского городского управления Дударь Н.В. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью "данные изъяты" га с кадастровым номером N (предыдущий номер N);
обязать Госкомрегистр осуществить государственную регистрацию права собственности на этот земельный участок.
В обоснование административного иска указано, что истец Шпак О.Г., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Карпухиной П.А., обратилась за регистрацией своего и дочери права собственности на земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м. В подтверждение прав истцом Шпак О.Г. в Госкомрегистр были предоставлены: решение Ялтинского городского суда АРМ от 09.04.2009 г., дополнительное решение Ялтинского городского суда АРМ от 25.03.2010 г., определение Ялтинского городского суда АРМ от 17 марта 2014 г. о разъяснении решения суда, государственный акт и другие документы. Однако Госкомрегистр отказал в регистрации права ей и её дочери, сославшись на то, что в государственном акте отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности на указанный земельный участок у истца и её несовершеннолетней дочери, и что судебные акты не могут являться основанием для регистрации такого права, так как в них не содержатся данные о праве общей долевой собственности граждан. Поскольку в государственном акте собственником земельного участка указано лицо, наследниками которого являются Шпак О.Г. и несовершеннолетняя Карпухина П.А., и поскольку указанным выше решением суда суда установлено, что они являются собственниками этого земельного участка, истец полагает незаконным решение Госкомрегистра об отказе в регистрации права собственности её и несовершеннолетней дочери на данный земельный участок. Поэтому истец Шпак О.Г. обратилась в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции постановленоуказанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность судебного решения суда первой инстанции, административный истец Шпак О.Г. подала в Верховный Суд Республики Крым апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и неправильной оценкой установленных обстоятельств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом требований статьи 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся и надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.
Выслушав административного истца Шпак О.Г. и её представителя Суворова Н.Е., проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09 августа 2016 года в Госкомрегистр за государственной регистрацией права общей долевой собственности на недвижимое имущество - земельный участок площадью "данные изъяты" кв. метров, расположенный по адресу: "адрес" кадастровый N, обратилась истец Шпак О.Г., действующая в своих интересах и интересах своей несовершеннолетней дочери Карпухиной П.А. К заявлениям о государственной регистрации права Шпак О.Г. приложила: решение Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым Украины от 09.04.2009 г. по делу N; определение Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым Украины от 17 марта 2014 года N-ц; государственный акт серии КМ N на земельный участок площадью "данные изъяты", выданный ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ.
20 октября 2016 года государственным регистратором Госкомрегистра Дударь Н.В. было вынесено решение в виде письменного сообщения N об отказе Шпак О.Г. и её несовершеннолетней дочери Капухиной П.А. в государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", по основаниям, предусмотренным абзацем 9,10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а, в частности, в связи с не предоставлением на государственную регистрацию документов, подтверждающих наличие у истцов зарегистрированного права общей долевой собственности на земельный участок, в том числе в подтверждение ранее возникшего права на объект недвижимого имущества.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1335-р "Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета" осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 164.
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции на день принятия оспариваемого решения) (далее ФЗ N 122-ФЗ), в соответствии со ст.2 которого государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 16 ФЗ N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (ч.2 ст.16 ФЗ N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 ст. 17 ФЗ N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно п.1 ст.18 ФЗ N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно п.1 ст.19 ФЗ N 122-ФЗ при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам государственная регистрация прав приостанавливается.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.
В указанных случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц и если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав, сделав об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Основания для отказа в государственной регистрации определены статьей 20 ФЗ N 122-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 был выдан государственный акт на право собственности серии N N на земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный в "адрес"
Согласно содержащихся в государственном акте сведений о совладельцах, земельный участок был передан в общую совместную собственность ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер, что подтверждается его свидетельством о смерти.
Решением Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 09 апреля 2009 года был удовлетворен иск Евтушенко И.М., Котовой В.М., Панченко Ю.А. к Шпак О.Г. и несовершеннолетней Карпухиной П.А. об определении порядка пользования и разделе земельного участка общей площадью "данные изъяты" га по адресу: "адрес", а именно: земельный участок общей площадью "данные изъяты" га закреплен за Евтушенко И.М. и Котовой В.М. по 1/2 доли каждой на домовладение N по "адрес"; земельный участок общей площадью "данные изъяты" га закреплен за ФИО4 на домовладение N по "адрес"; установлена площадь земельного участка, принадлежащего Шпак О.Г. и несовершеннолетней Карпухиной П.А. - "данные изъяты" га и закреплена за ними, из которых- 7/8 долей принадлежит Шпак О.Г., а 1/8 доля принадлежит Карпухиной П.А. (домовладение N-а по "адрес").
25 марта 2010 года Ялтинским городским судом вынесено дополнительное решение, резолютивная часть которого дополнена указанием на раздел земельного участка общей площадью "данные изъяты" га по "адрес" с выделением следующих земельных участков:
Евтушенко И.М. и Котовой В.М. - земельный участок общей площадью "данные изъяты" га под домовладением N по "адрес";
Панченко Ю.А. - земельный участок общей площадью "данные изъяты" га под домовладением N по "адрес";
Шпак О.Г. и несовершеннолетней Карпухиной П.А. - земельный участок общей площадью N га под домовладением N-а по "адрес".
Определением Ялтинского городского суда от 17 марта 2014 года решение Ялтинского городского суда от 09 апреля 2009 года и дополнительное решение Ялтинского городского суда от 25 марта 2010 года разъяснено и указано, что земельный участок общей площадью "данные изъяты" га под домовладение N-а по "адрес" закреплен за Шпак О.Г. и Карпухиной П.А. на праве общей частичной собственности, и ему присвоен кадастровый N.
18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21 марта 2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее ФКЗ N 6-ФКЗ)законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено названным Федеральным конституционным законом.
В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной указанным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.2 ст.2 ФЗ N 122-ФЗ).
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п.3 ст.3 ФЗ N 122-ФЗ).
Согласно статье 12 ФКЗ N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно п.1 ст.8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38- ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее ЗРК N 38-ЗРК) к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом особенностей, установленных статьей 8 закона.
В п.5 ст.8 указан упрощенный порядок проведения государственной регистрации права уже зарегистрированного в установленном законом порядке до вступления в силу ФКЗ N 6-ФКЗ.
Из данного пункта следует, что в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется на основании заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения (обременения) права, хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами. Истребование у заявителей таких документов допускается только в случае их отсутствия в названных органах и/или организациях. Указанные в настоящем пункте документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на момент вынесения судом решений, заявленных истцами в качестве правоустанавливающих документов на земельный участок, на территории Республики Крым действовало законодательство государства Украина.
Согласно ст.334 Гражданского Кодекса Украины, Закона Украины от 01.07.2004 N1952-IV "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничении" (далее ЗКУ) право на недвижимое имущество подлежало государственной регистрации, в том числе приобретенного на основании судебного решения.
В соответствии со ст.126 ЗКУ право собственности за земельный участок удостоверяется государственным актом, кроме случаев, определенных частью второй этой статьи.
Статьей 125 ЗКУ было предусмотрено, что право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента регистрации таких прав.
Это правило было заменено временным положением п.3 раздела II Закона Украины от 05.03.2009, N 1066-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающихся документов, которые удостоверяют право на земельные участки, а также порядка раздела и объединения земельных участков", согласно которого до создания единой системы органов регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений, право собственности или право постоянного пользования земельным участком возникает с момента государственной регистрации земельного участка.
Из положений Земельного Кодекса Украины усматривается, что государственная регистрация земельных участков - это регистрация государственных актов при формировании земельного участка как объекта права и внесения записи в Поземельную книгу, правовые основания ведения которой были определены постановлением КМУ от 09.09.2009 года "Об утверждении порядка ведения Поземельной книги и Книги записи о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком, договором аренды земли ", приказом Госкомзема от 02.07.2003 года N 174 "Об утверждении Временного порядка ведения государственного реестра земель". Регистрация государственных актов осуществлялась структурными подразделениями Центра государственного земельного кадастра (п 3.2 приказа Госкомзема "Об утверждении Инструкции о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов регистрации государственных актов на право собственности на землю и право постоянного пользования землей, договоров о праве временного пользования землей (в том числе на условиях аренды) и договоров аренды земли" от 04.05.1999 г. N.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Шпак О.Г. и её несовершеннолетняя дочь Карпухина П.А. не осуществили государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" га под домовладением N-а по "адрес" на основании судебных решений до вступления в силу ФКЗ N 6-ФКЗ, соответственно у истца и её несовершеннолетней дочери отсутствует ранее возникшее право, которое подлежало признанию на основании ст.12 ФКЗ N 6-ФКЗ и ст.6 ФЗ N 122-ФЗ и регистрации в упрощенном порядке.
Согласно абз.9 п.1 ст.20 ФЗ N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с абз.10 п.1 ст.20 ФЗ N 122-ФЗ в государственной регистрации прав также может быть отказано в случае не представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцом Шпак О.Г. не были представлены на государственную регистрацию документы, подтверждающие наличие ранее возникшего у нее и её несовершеннолетней дочери права собственности на земельный участок до вступления в силу ФКЗ N 6-ФКЗ.
Из содержания представленного истцом Шпак О.Г. на регистрацию в Госкомрегистр государственного акта серии N следует, что земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный в "адрес", принадлежал на праве общей совместной собственности Панченко Ю.А., Евтушенко И.М., Котовой В.Н. и Карпухину А.И.
В решениях и определении Ялтинского городского суда АРК от 09 апреля 2009 года, от 25 марта 2010 года и от 17 марта 2014 года, соответственно, отсутствуют указания на прекращение права общей совместной собственности совладельцев земельного участка площадью "данные изъяты" га и о признании права общей долевой собственности на выделенный из его состава земельный участок площадью "данные изъяты" га за Шпак О.Г. и несовершеннолетней Карпухиной П.А., как за наследниками Карпухина А.И., либо по иным основаниям.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что из-за не предоставления истцом Шпак О.Г. документов, подтверждающих наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований возникновения у нее и её несовершеннолетней дочери права собственности на земельный участок, государственным регистратором Госкомрегистра обоснованно было отказано истцу и Карпухиной П.А. в государственной регистрации права собственности. Кроме того, суд первой инстанции считает, что отказ государственного регистратора Госкомрегистра в регистрации права собственности истца и её несовершеннолетней дочери совершен в рамках предоставленных ему полномочий; соответствует требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; не нарушает прав, свобод и законных интересов истца и её несовершеннолетней дочери, и что изложенные в административном иске доводы основаны на неправильном толковании закона.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что исковое заявление Шпак О.Г., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Карпухиной П.А., не подлежит удовлетворению, поскольку государственный регистратор действовал в рамках и в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия им решения.
Доводы истца Шпак О.Г., изложенные в апелляционной жалобе, о том, что решение суда первой инстанции постановленос нарушением норм материального и процессуального права и неправильной оценкой установленных обстоятельств, являются не основанными на законе, а, кроме того, они опровергаются изложенным выше.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Воробьёва
Судья: О.В. Хожаиновой
В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.