Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Хожаиновой О.В., Агина В.В.,
с участием административного истца Комаровой О.Ж.,
при секретаре Ломзиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел России по г. Феодосии, Министерству внутренних дел России по Республике Крым об оспаривании действий, решений органов государственной власти, иных государственных органов,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 02 марта 2017 года, которым
отказано ФИО1 в удовлетворении её иска полностью.
Заслушав доклад судьи Агина В.В., выслушав административного истца Комарову О.Ж., поддержавшую жалобу, судебная коллегия
установила:
Комарова О.Ж. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском к отделу УФМС России по Республики Крым и г. Севастополю в г. Феодосии и УФМС России по Республики Крым и г. Севастополю, в котором просила:
признать действия ответчика незаконными;
обязать ответчика проставить в её паспорт гражданина Российской Федерации штамп о регистрации по месту жительства в городе "адрес") с первоначальной датой регистрации (с ДД.ММ.ГГГГ) по данному месту жительства, для чего, в случае необходимости, заменить ей паспорт гражданина Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Комарова О.Ж. проживает в "адрес", является основным нанимателем этой квартиры, постоянно проживает и постоянно зарегистрирована в квартире с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом регистрации в паспорте гражданина Украины, справкой о регистрации и копией карточки прописки (формы N16), копией лицевого счета. В период службы в воинской части Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированной на территории "адрес" она получила паспорт гражданина Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ истец Комарова О.Ж. как гражданин Российской Федерации зарегистрирована по адресу: "адрес", то есть в квартире, которая принадлежит её сестре. ДД.ММ.ГГГГ, после вступления Крыма в состав Российской Федерации, истец оказалась зарегистрированной на территории России по двум адресам, в городе Новокузнецке и в городе Феодосии. После возращения Крыма в состав Российской Федерации, местом своего постоянного проживания на территории России истец избрала город Феодосию, где проживает с 2002 года по настоящее время. Истец Комарова О.Ж., полагая, что имеет неопределенность с регистрацией, обратилась в органы миграционного надзора с просьбой о постановке в её паспорте гражданина Российской Федерации штампа, свидетельствующего, что она с 20 ноября 2002 года постоянно зарегистрирована по месту проживания: "адрес", и снятия её с регистрации в городе Новокузнецке. Истец Комарова О.Ж., считая, что без замены паспорта гражданина Российской Федерации нельзя проставить штамп о её регистрации в г. Феодосии с ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что ответчик должен заменить ей паспорт гражданина Российской Федерации. Кроме того, истец, полагает, что из-за отсутствия в её паспорте гражданина Российской Федерации сведений о том, что она постоянно проживает с 2002 года в городе Феодосии, нарушаются её пенсионные и жилищные права. Органы миграционного надзора отказали ей в замене паспорта. Такие действия ответчика истец считает дискриминационными. По этим основаниям истец обратилась в суд с настоящим иском.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 31.01.2017 г. ответчики отдел УФМС России по Республике Крым и г. Севастополю в г. Феодосии, УФМС России по республике Крым и г. Севастополю заменены на ОМВД России по г. Феодосии, МВД России по Республике Крым.
Судом первой инстанции постановленоуказанное решение.
Оспаривая законность и обоснованность судебного решения суда первой инстанции, Комарова О.Ж. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и неверной оценкой установленных обстоятельств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом требований ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся и надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.
Выслушав явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, наличие гражданства Российской Федерации у истца Комаровой О.Ж. подтверждается её паспортом гражданина Российской Федерации, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделением в Приморском округе гор. Новороссийска отдела УФМС России по Краснодарскому краю в городе Новороссийске. На страницах 5-6 "место жительства" содержатся сведения о том, что Комарова О.Ж. зарегистрирована в "адрес". Кроме того, Комарова О.Ж. является гражданкой Украины, что подтверждается паспортом гражданина Украины, выданным истцу ДД.ММ.ГГГГ Феодосийским ГО ГУ МВД Украины в Крыму, в котором содержатся сведения о проживании/месте жительства, из которых следует, что с ДД.ММ.ГГГГ местом жительства Комаровой О.Ж. является адрес: "адрес". Аналогичные сведения о месте проживании, дате регистрации в городе Феодосии содержатся в поквартирной карте (карточке прописке), на основании которой открыт лицевой счет, выдана справка о прописке.
Статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Подписан в г. Москве 18.03.2014) предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Такие же положения содержит часть 1 статьи 4 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N6-ФКЗ), со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Комарова О.Ж., являясь гражданкой Украины, на ДД.ММ.ГГГГ уже являлась гражданкой Российской Федерации, то есть Комарова О.Ж. приобрела гражданство России не в связи с воссоединением Республики Крым с Российской Федерацией.
Истец Комарова О.Ж. обратилась с требованием к отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Феодосии, МВД России по РК об отображении в её паспорте гражданина России сведений о том, что она с ДД.ММ.ГГГГ имеет постоянную регистрацию по адресу постоянного проживания: "адрес" Данные сведения, как полагает истец, необходимы ей для защиты пенсионных прав в соответствие Федеральным законом от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Однако ответчики отказались удовлетворить требование истца в досудебном порядке, сославшись на то, что поставить дату регистрации в гор. Феодосии возможно только после снятия истца с места регистрации в г. Новокузнецке, и что отсутствуют законные основания для замены паспорта и в проставлении в нем штампа о регистрации в г. Феодосии с 2002 года.
Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом РФ N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Законом РФ N 5242-1), в её конституционно-правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно ч.1 ст.6 Закона РФ N 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В постановлении Правительства РФ "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" от 17 июля 1995 года N 713 даются указания по поводу осуществления регистрационного учета.
Так, подп. "а" п. 31 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 определено, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.
В соответствии с. п.12 Положения "О паспорте Гражданина Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828 замена паспорта производится при наличии следующих оснований:
достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения;
изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения;
изменение пола;
непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
обнаружение неточности или ошибочности произведенных паспорте записей.
Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами вводится регистрационный учет; граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из содержания ответа от 04.05.2016 г. на имя Комаровой О.Ж., подписанного начальником ОУФСМ России по Республик Крым и г. Севастополю в г. Феодосии, истцу Комаровой О.Ж. даны разъяснения о том, что, поскольку она является гражданкой Российской Федерации, зарегистрированной по месту жительства на территории Российской Федерации, в г. Новокузнецке Кемеровской области, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, и если она желает сменить место регистрации и зарегистрироваться по адресу "адрес", ей необходимо обратиться в отдел УФМС России по Республике Крым и г. Севастополю в г. Феодосии с соответствующим заявлением, и что дата регистрации в г. Феодосии будет соответствовать дате обращения с заявлением о перерегистрации по месту жительства, и что требования по замене паспорта в связи с отсутствием возможности проставления на страницах паспорта обязательных штампов или отметок не основано на законе, поскольку в паспорте имеется достаточное количество свободных страниц с 6 по 12-ю, где имеется возможность проставления данного штампа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца Комаровой О.Ж. отсутствуют, поскольку ответчики прав истца не нарушили, поскольку истец при подаче заявления о регистрации по месту жительства не лишена возможности перерегистрироваться по другому месту жительства, и поскольку при рассмотрении обращения Комаровой О.Ж. сотрудники ОУФМС России по Республике Крым и гор. Севастополю в г. Феодосия действовали в рамках предоставленных им полномочий и в соответствии с требованиями Закона РФ N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Положения "О паспорте гражданина Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828, Приказа ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288.
У судебной коллегии нет оснований сомневаться в законности выводов суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что исковое заявление Комаровой О.Ж. не подлежит удовлетворению, поскольку миграционные органы действовал в рамках и в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия ими решения.
Доводы истца Комаровой О.Ж., изложенные в апелляционной жалобе, о том, что решение суда первой инстанции постановленос нарушением норм материального и процессуального права и неправильной оценкой установленных обстоятельств, являются не основанными на законе, а, кроме того, они опровергаются изложенным выше.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 02 марта 2017 года - без изменения.
Председательствующий З.И. Курапова
Судьи: О.В. Хожаинова
В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.