Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Воробьёвой С.А.,
судей Тимошенко Е.Г. и Павловского Е.Г.,
при секретаре Могильной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Долженко В.В. к МВД по Республике Крым об оспаривании действий (бездействий), по апелляционной жалобе Долженко В.В. на решение Киевского районного суда Республики Крым от 03 февраля 2017 года которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республик Крым Павловского Е.Г., пояснения Долженко В.В. и его представителя Бондарчук Н.В. поддержавших доводы жалобы, представителя МВД по Республики Крым Казаковой О.В. и представителя УМВД России по г. Симферополю Крипак Е.В. просивших отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
УСТАНОВИЛА:
Долженко В.В. обратился в суд с указанным заявлением. В обоснование заявленных требований указывает на то, что 15 марта 2014 года он был зарегистрирован по месту жительства, по адресу: "адрес". На основании ст. 4 ФКЗ от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, 06 июня 2014 года ему был выдан паспорт гражданина РФ серии N N. После увольнения из органов МВД Украины, заявитель в июле 2014 года приехал на территорию Республики Крым. Приказом начальника УМВД России по г. Севастополю от 29 декабря 2014 года N он был назначен стажером по должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с преступлениями на приоритетных направлениях управления экономической безопасности и противодействия коррупции. 10 апреля 2016 года был заключен контракт о прохождении службы в ОВД. С 15 октября 2016 года был переведен в МВД по Республике Крым. Согласно приказа МВД по Республике Крым N от 21 октября 2016 года, контракт расторгнут, в связи с прекращением гражданства РФ. Основанием для вынесения приказа послужило заключение по факту законности документирования паспортом гражданина РФ Долженко В.В. от 06 октября 2016 года, а также заключение по результатам проверки от 14 октября 2016 года. Долженко В.В. неоднократно просил ознакомить его с результатами проверки, однако ему было отказано. В заявлении Долженко В.В. просит: признать незаконными бездействия должностных лиц МВД по Республике Крым, выразившиеся в неознакомлении его с заключениями проверок; признать незаконным заключение проверки по факту законности документирования паспортом гражданина РФ; просит признать Долженко В.В. не утратившим гражданство РФ; отменить решение о признании паспорта гражданина РФ Долженко В.В. выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию; отменить решение о внесении в учеты сведений о признании паспорта недействительным; возложить обязанность на МВД по Республике Крым восстановить документы, послужившие основанием для выдачи паспорта.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 03 февраля 2017 года требования, заявленные Долженко В.В., удовлетворены частично. Признаны незаконными бездействия МВД по Республике Крым, выразившиеся в отказе Долженко В.В. в ознакомлении с заключениями. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Долженко В.В., не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе просит решение Киевского районного суда г. Симферополя от 03 февраля 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять в данной части новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд неправильно распределил обязанность по доказыванию, возложив на истца ответственность за утрату документов, послуживших основанием для выдачи паспорта. Считает, что материалы дела содержат все сведения, свидетельствующие о том, что заявитель гражданин РФ, в то время как должностное лицо, при вынесении оспариваемого заключения, превышая свои полномочия, фактически лишил гражданства заявителя. Также ссылается на то, что отсутствует решение суда о том, что паспорт выдан на основании подложных документов; допущенные сотрудниками миграционной службы Украины нарушения, не могут ставиться в вину заявителю, поскольку у него отсутствует обязанность по заполнению картотеки формы 1П; сведения о лицах, зарегистрированных 15 марта 2014 года, не передавались в архив МВД; у сотрудников МВД отсутствовали основания для проведения проверки; в нарушении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.03.2013 N 161 сотрудниками МВД проводились оперативные мероприятия; судом не вынесено процессуального решения по его ходатайству о недопустимости доказательств, полученных в результате проведения проверки; факт отказа заявителя от гражданства Украины, ухудшает его положения по отношении с другими гражданами проживавшими на территории Республики Крым; суд необоснованно рассмотрел вопрос об установлении факта его проживания (непроживания) на территории Республики Крым в порядке административного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Павловского Е.Г., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 310 КАС РФ основаниями для безусловной отмены решения суда первой инстанции являются 1) рассмотрение административного дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; 3) необеспечение права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле; 5) если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания; 7) нарушение правил о "адрес" совещания судей при принятии решения.
21 марта 2014 года вступил в силу Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В 2014 году Долженко В.В., являясь гражданином Украины, обратился в УФМС России по Республике Крым и г. Севастополю с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, указывая на то, что по состоянию на 18.03.2014 он постоянно проживал на территории Республики Крым.
На основании п.п. 7.13.11 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 711 от 13 июля 2012 года (действовавшего на момент выдачи паспорта), Федеральная миграционная служба России (далее - ФМС России) осуществляет выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность.
Приказом ФМС России N 391 от 30 ноября 2012 года утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент N 391).
В соответствии с п.п. 2.1 п. 2 Административного регламента N 391 получателем государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, являются, в том числе, граждане Российской Федерации по выдаче паспортов в случае приобретения гражданства Российской Федерации.
В п. 20 Административного регламента N 391 указано, что результатом предоставления государственной услуги является выдача (замена) паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
06 июня 2014 года Отделом УФМС России по Республике Крым в Железнодорожном районе г. Симферополя был выдан Долженко В.В. паспорт гражданина РФ серии N.
В указанном паспорте имеется отметка о регистрации Долженко В.В. 15 марта 2014 года по месту жительства, по адресу: "адрес".
Приказом УМВД России по г. Севастополю от 29 декабря 2014 года Nс Долженко В.В. принят на службу в УМВД России по г. Севастополю.
Приказом врио начальника УМВД России по г. Севастополю от 12 октября 2015 года N Долженко В.В. откомандирован в МВД по Республике Крым.
06 октября 2016 года, главным специалистом-экспертом отделения N 1 по обслуживанию территории ОП N 1 "Железнодорожный" ОВМ УМВД по г. Симферополю, по результатам проведенной проверки, составлено заключение, согласно которому установлено, что Долженко В.В. не является гражданином РФ, а паспорт гражданина РФ выдан в нарушении установленного порядка, в связи с чем подлежит изъятию.
Оперуполномоченным по ОВД ОРЧ СБ МВД по Республике Крым, по результатам проведенной проверки, проведенной на основании рапорта начальника УРЛС МВД по Республике Крым, 14 октября 2016 года составлено заключение, согласно которому установлено, что Долженко В.В. не является гражданином РФ, поручено УРЛС МВД по Республике Крым рассмотреть вопрос о дальнейшем прохождении Долженко В.В. службы в ОВД РФ.
Приказом врио Министра МВД по Республики Крым N от 21 октября 2016 года, на основании заключений от 06.10.2016 и от 14.10.2016, Долженко В.В. уволен со службы в ОВД.
Административный истец Долженко В.В. оспаривает законность заключений от 06.10.2016 и от 14.10.2016.
Суд первой инстанции, признавая законным и обоснованным указанные заключения, исходил из того, что они вынесены в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
Как следует из указанных норм, проверка может проводиться по инициативе органа, в связи с чем доводы жалобы об отсутствии у главного специалиста-эксперта отделения N 1 по обслуживанию территории ОП N 1 "Железнодорожный" ОВМ УМВД по г. Симферополю, оснований для проведения проверки, являются несостоятельными.
Основанием для вынесения оспариваемого заключения от 06 октября 2016 года, послужило установление должностным лицом то, что Долженко В.В. не проживал постоянно на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Указанные выводы согласуются с материалами дела.
В паспорте гражданина РФ, выданного Долженко В.В., имеется отметка о регистрации Долженко В.В. по месту жительства по адресу: "адрес" 15 марта 2014 года.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В паспорте гражданина Украины Долженко В.В., на основании которого был выдан Долженко В.В. паспорт гражданина РФ, имеется отметка о регистрации Долженко В.В. по месту жительства в "адрес" с 2007 года. Отметки о регистрации его по месту жительства в "адрес", не имеется.
Вместе с тем, согласно законодательству Украины, действовавшему в марте 2014 года (Порядок регистрации места проживания и места пребывания физических лиц в Украине, утвержденный приказом МВД Украины от 22.11.2012 N 1077), в паспорте гражданина Украины ставятся отметки о снятии с регистрационного учета по одному адресу и постановке по другому.
Кроме того, из материалов дела следует, что Долженко В.В. по 10 июля 2014 года проходил службу в органах внутренних дел Украины в "адрес".
Указанный факт подтвердил сам Долженко В.В., при этом также пояснил, что еще в феврале 2014 года он перевез свое имущество в г. Симферополь из Киева, однако до увольнения из ОВД Украины, находился в "адрес".
Из представленного судебной коллегии заграничного паспорта гражданина Украины следует, что Долженко В.В., на непродолжительное время, в апреле и мае 2014 года, приезжал на территорию Республики Крым.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Долженко В.В., по состоянию на 18 марта 2014 года, постоянно проживал на территории Украины в "адрес", где проходил службу в ОВД Украины до июля 2014 года, и в 2014 году находился на территории Республики Крым временно.
Согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Доводы Долженко В.В. о том, что его лишили гражданства РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку, должностным лицом, решение по вопросам гражданства, в понимании Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, не принималось, а только проверен факт, является ли Долженко В.В. гражданином РФ или нет. По этим же основаниям подлежат отклонению доводы апеллянта о том, что решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.
При таких обстоятельствах, главным специалистом-экспертом отделения N 1 по обслуживанию территории ОП N 1 "Железнодорожный" ОВМ УМВД по г. Симферополю, обосновано вынесено оспариваемое заключение.
Также, судебная коллегия не находит оснований для признания незаконным заключение оперуполномоченного по ОВД ОРЧ СБ МВД по Республике Крым от 14 октября 2016 года.
Организация работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, определена приказом МВД России от 26.03.2013 N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Согласно п. 13 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заявление сотрудника.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел, в том числе в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Основанием для проведения проверки послужил рапорт начальника УРЛС МВД по Республике Крым, в котором указано на необходимость проверки наличия или отсутствия у Долженко В.В. гражданства Российской Федерации.
Как указано выше, факт наличия у Долженко В.В. гражданства Российской Федерации не подтвердился, в связи с чем должностным лицом обосновано вынесено оспариваемое заключение.
Ссылка жалобы на нарушения п. 9 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, при проведении служебной проверки, не может повлечь признание ее незаконной.
Так, согласно п. 9 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.03.2013 N 161. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.
Долженко В.В. ссылается на то, что при проведении проверки, были проведены оперативные мероприятия, направленные на получение сведений из адресно-справочного подразделения Главного Управления Государственной миграционной службы Украины.
Вместе с тем, указанные действия не противоречат требованиям п. 9 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, поскольку не направлены на проведение дознания или предварительного следствия.
Ссылка подателя жалобы на недопустимость справки о месте регистрации в "адрес", не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку указанная справка не была положена судом в основу решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нормы материального права судом при рассмотрении административного дела применены правильно, процессуальных нарушений не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, нет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя от 03 февраля 2017 года оставить без изменений, а жалобу Долженко В.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
С.А. Воробьёва
Судьи: Е.Г. Тимошенко
Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.