Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - С.В.Яковлева,
судей Е.Г. Павловского, Л.А.-В.Юсуповой,
при секретаре А.О.Ёна
при участии представителя Акционерного общества "Завод "Фиолент" ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации г.Симферополя, заинтересованное лицо Акционерное общество "Завод "Фиолент" о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Симферополя на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 27.01.2017 г. по делу N 2а-490/17, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Выслушав пояснения представителя Акционерного общества "Завод "Фиолент" ФИО1, доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В.Яковлева, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 (далее истец) обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Симферополя (далее ответчик), заинтересованное лицо Акционерное общество "Завод "Фиолент" ( далее Завод), в котором просила признать незаконным бездействие ответчика по возвращению без рассмотрения ее заявления о предоставлении земельного участка от 19.04.2016 г., обязать ответчика рассмотреть указанное заявление по существу.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 27.01.2017 г. по делу N 2а-490/17 ( судья Томащак А.С. )административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие ответчика, связанное с возвращением без рассмотрения заявления истца от 19.04.2016 г. о предоставлении земельного участка площадью 0,0603 га ( поз. По ГП250) в районе "Луговое-2", на ответчика возложена обязанность принять и рассмотреть по существу указанное заявление истца.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных в исковом заявлении требований.
В судебном заседании, которое состоялось 22.05.2017 г., представитель Завода просил рассмотреть апелляционную жалобу согласно действующему законодательству Российской Федерации, стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не представили.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав мнение представителя Завода, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав судью-докладчика, пояснения представителя Завода, изучив материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия).
Материалы дела свидетельствуют о том, что решением 59 сессии VI созыва Симферопольского городского совета АРК N699 от 25.04.2013 г., истцу предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений ориентировочной площадью 0,0603 га в районе "Луговое -2" ( далее земельный участок).
Истец направил в адрес ответчика 19.04.2016 г. заявление, в котором просил оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в порядке завершения оформления прав. По результатам рассмотрения указанного заявления в адрес истца ответчиком за подписью первого заместителя главы Администрации г.Симферополя Круцюк С.П. 19.06.2016 г. было направлено письмо N К-517/5477, копия которого приобщена к материалам дела ( л.д. 5).
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N131-ФЗ ).
В ст.34 Закона N131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В ст.37 Закона N131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Закона N131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 7 Закона N131-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона N131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В ст.34 Закона N131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.9 ст. 35 Закона N131-ФЗ представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (ч.10 ст.35 Закона N131-ФЗ)
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава ( ч.14 ст. 35 Закона N131-ФЗ).
В ст.37 Закона N131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования ( ч.3 ст. 43 Закона N131-ФЗ).
Согласно ч.4. ст. 43 Закона N131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования (ч.5 ст. 43 Закона N131-ФЗ).
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации ( ч.6 ст. 43 Закона N131-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г.N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" ( далее Закон N54-ЗРК) местное самоуправление в Республике Крым - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Крым, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч.1 ст.4 Закон N54-ЗРК по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
Ст.26 Закона N54 -ЗРК предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Ст.31 Закона N 54-ЗРК установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Закон Республики Крым N 38- ЗРК от 31.07.2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Ст.1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В ст.13 Закона N38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Предоставление земельных участков, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в ч. 2 и 3 ст. 3 настоящего Закона.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым ( ч.5 ст. 13 Закона N38-ЗРК).
Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 года N 313 (далее Порядок N 313).
П. 4 Порядка N 313 установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с п. 5 Порядка N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в п. п. 6, 7 Порядка N 313.
Процедура рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка изложена в п. п. 9-11 Порядка N 313.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец, намереваясь завершить оформление права на земельные участки, начатое до принятия Закон N6-ФКЗ, направил в адрес ответчика 16.04.2016 г. в соответствии с Порядком N313 соответствующе заявление, по результатам рассмотрения которого в его адрес ответчиком за подписью первого заместителя главы Администрации г.Симферополя Круцюк С.П. 19.06.2016 г. было направлено письмо N К-517/5477.
Изучив указанные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявления истца от16.04.2016 г. не было рассмотрено с соблюдением порядка, установленного законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные выше документы не являются надлежащими доказательствами исполнения ответчиком требований Закона N131-ФЗ, Закона N 54-ЗРК, Порядка N 313 по рассмотрению заявления истца от 16.04.2016 г., вследствие чего подлежат удовлетворения исковые требования в части признания незаконным его бездействие по рассмотрению этого заявления, понуждению рассмотреть его по существу.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
В силу изложенного, учитывая то, что выводы суда первой инстанции сделаны при правильном применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 307- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 27.01.2017 г. по делу N 2а-490/17 оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Администрации г.Симферополя оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий подпись С.В. Яковлев
Судьи подпись Е.Г. Павловский
подпись Л.А.-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.