Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Редозубовой Т.Л., Федина К.А.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Евстифеева В.Н. к государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании решения незаконным, признании права на досрочную трудовую пенсию, включении периодов работы в специальный трудовой стаж,
по апелляционной жалобе истца на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 02.02.2017.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя истца Бронникова А.В. (действует на основании доверенности от ... сроком на ... ), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евстифеев В.Н. обратился в суд с указанным иском к ГУ-УПФР в г. Новоуральске Свердловской области (далее по тексту Управление), ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.
... истец обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой в районах Крайнего Севера не менее 15 лет). Управление своим решением от ... N ... отказало истцу в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Необоснованно, как полагает истец, не приняты к зачету в специальный стаж следующие периоды его трудовой деятельности:
- 25.07.1985, со 02.04.1986 по 10.04.1986, 14.08.1989 - периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы во время работы ... в Усть-Бельском торговом отделении;
- с 21.05.1990 по 23.05.1990, с 10.09.1990 по 11.09.1990, с 05.11.1990 по 06.11.1990, с 22.11.1990 по 04.12.1990 - прогулы во время работы ... в Усть-Бельском торговом отделении;
- с 03.05.1977 по 19.04.1983 - период прохождения военной службы в рядах Советской Армии в районах Крайнего Севера.
Истец просил признать решение Управления от ... N ... об отказе в назначении пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным, обязать ответчика зачесть спорные периоды в специальный страховой стаж и назначить ему досрочную пенсию по указанному основанию с ... Кроме того, просил взыскать с ответчика в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.
Представитель ответчика Семянникова С.П. в судебном заседании против иска возражала, настаивая на правомерности обжалуемого решения Управления об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости. Пояснила суду, что специальный стаж (работа в районах Крайнего Севера) истца составляет 07 лет 05 месяцев 28 дней при необходимом стаже 07 лет 06 месяцев. Оснований для зачета в специальный стаж периодов нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы, а также дней прогулов не имеется, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Включение в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода службы в армии действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Представитель отдела Военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Верхотуров А.В. полагал, что требования истца в части включения в специальный стаж периода прохождения истцом службы в армии подлежат удовлетворению. Пояснил суду, что в период с 03.05.1977 по 06.02.1979 Евстифеев В.Н. проходил срочную службу (по призыву) в районах Крайнего Севера, с 06.02.1979 по 30.07.1979 - был направлен в школу прапорщиков в войсковую часть ... , по окончании которой с 21.08.1979 по 19.04.1983 проходил сверхсрочную службу (по контракту) в районах Крайнего Севера (полуостров Чукотский).
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 02.02.2017 в удовлетворении иска Евстифеева В.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Настаивает на недоказанности того обстоятельства, что в спорные периоды им были использованы дни отпуска без сохранения заработной платы и он отсутствовал на работе без уважительных причин (имели место прогулы). Обоснованность заявленных им требований о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера с 03.05.1977 по 19.04.1983, по мнению апеллянта, подтверждена пояснениями представителя отдела Военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску и иными имеющимися в деле доказательствами.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления Бородавко И.В. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указывая на несостоятельность доводов истца.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика и представитель третьего лица, которые о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (почтой, исх. N 33-7699/2016 от 17.04.2017). Истец извещен телефонограммой от 17.04.2017, воспользовался правом на участие в деле через представителя.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ... истец обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой не менее 15 лет в районах Крайнего Севера, на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления от ... N ... истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Как следует из названного решения, на дату обращения за назначением пенсии страховой стаж истца составил 21 год 05 месяцев 08 дней, зачтенный пенсионным органом специальный стаж - 07 лет 05 месяцев 28 дней (л.д. 8). Дополнительным решением от ... Управление внесло изменения в свое решение от ... в части указания продолжительности страхового стажа истца, который с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П составил 26 лет 10 месяцев 03 дня (л.д. 79).
В специальный стаж ответчиком не зачтены периоды прохождения истцом военной службы с 03.05.1977 по 19.04.1983, периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы с 25.07.1985, с 02.04.1986 по 10.04.1986, 14.08.1989, а также дни прогулов с 21.05.1990 по 23.05.1990, с 10.09.1990 по 11.09.1990, с 05.11.1990 по 06.11.1990, с 22.11.1990 по 04.12.1990.
Отказывая в удовлетворении иска Евстифеева В.Н., суд исходил из отсутствия правовых оснований для включения спорных периодов в специальный страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", а поскольку без включения спорных периодов продолжительности имеющегося у истца специального стажа недостаточно для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию, суд пришел к выводу о законности решения Управления об отказе в назначении истцу пенсии.
Судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы истца не находит оснований не соглашаться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения, согласуются с правовой позицией Конституционного Суда РФ, который неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25.01.2012 N 19-О-О, от 23.12.2014 N 2781-О, от 16.07.2015 N 1640-О и др.).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Закон N 400-ФЗ)право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (ч. 2 ст. 32 Закона N 400-ФЗ).
Как следует из материалов дела (справка, выданная военным комиссаром г. Новоуральска Свердловской области, послужной список, трудовая книжка - л.д. 9-13, 19-24, 68), с 03.05.1977 по 06.02.1979 Евстифеев В.Н. проходил срочную службу (по призыву) в районах Крайнего Севера (полуостров Чукотский), с 06.02.1979 по 30.07.1979 - был направлен в школу прапорщиков в войсковую часть ... , по окончании которой с 21.08.1979 по 19.04.1983 проходил сверхсрочную службу (по контракту) в районах Крайнего Севера (полуостров Чукотский).
В соответствии со ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 12 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в том числе, в стаж работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (пункт 4).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством зачет периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрен. Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", учитываются только в страховой стаж.
Действовавший до 01.01.2015 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также более ранний Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривали возможности зачета в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, периодов военной службы.
Как следует из оспариваемого решения Управления (с учетом дополнительного решения от ... ) и истцом не оспаривалось, в страховой стаж истца спорные периоды военной службы зачтены.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона РФ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", являлось Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее Положение N 590).
В подп. "к" п. 109 Положения N 590 было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения N 590).
Таким образом, в соответствии с п. 109 Положения N 590 возможность приравнивания периода военной службы к работе, предшествующей данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, по выбору обратившегося, предусмотрена только для определенных в данном пункте случаев назначения на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности, к которым назначение льготной пенсии лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (п. "д" п. 16), не относится. При этом доказательств того, что работа, предшествовавшая периодам прохождения истцом военной службы, либо следовавшая за окончанием данных периодов, является подземной работой, работой с вредными либо тяжелыми условиями труда, работой в горячих цехах либо на предприятии текстильной промышленности, в материалах дела не имеется и истцом не представлено.
При таком положении, учитывая, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ и именно по данному основанию Управление при вынесении оспариваемого решения и суд в рамках настоящего дела производили оценку пенсионных прав истца, оснований для применения к спорным правоотношениям п. 109 Положения N 590 ни у ответчика, ни у суда первой инстанции не имелось.
Оснований для применения в споре постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", согласно которым солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот (в том числе, на досрочное пенсионное обеспечение), если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, также не имеется, поскольку истец уволен в запас со сверхсрочной военной службы в звании прапорщика (выписка из приказа от ... - л.д. 75), соответственно, не относится к перечисленной в указанном Постановлении категории лиц.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для включения в специальный стаж периода прохождения им военной службы в районах Крайнего Севера не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства.
Проверяя доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для включения в специальный стаж периодов нахождения его в отпусках без сохранения заработной платы и дней прогулов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
По смыслу вышеприведенных норм включение в специальный стаж периодов нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы, а также дней прогулов не предусмотрено, поскольку в указанные периоды трудовые обязанности работником не выполняются, заработная плата не выплачивается и, соответственно, уплата страховых взносов в пенсионный орган не производится.
Доводы апелляционной жалобы истца о недоказанности факта использования им дней отпуска без сохранения заработной платы 25.07.1985, со 02.04.1986 по 10.04.1986, 14.08.1989, а также совершения прогулов с 21.05.1990 по 23.05.1990, с 10.09.1990 по 11.09.1990, с 05.11.1990 по 06.11.1990, с 22.11.1990 по 04.12.1990 судебная коллегия отклоняет, поскольку они опровергаются материалами дела.
Так, из архивной справки N ... от ... , выданной Архивным отделом Управления по организационным и административно-правовым вопросам Администрации Анадырского муниципального района (л.д. 105), следует, что Евстифеев В.Н. работал в Усть-Бельковском торговом отделении, находящемся в ... Чукотского автономного округа.
В соответствии со справкой N ... от ... (л.д. 105, 106) в период 1983-1990 гг. истец совершил прогулы с 21.05.1990 по 23.05.1990, с 10.09.1990 по 11.09.1990, с 05.11.1990 по 06.11.1990, с 22.11.1990 по 04.12.1990, а также ему предоставлялись дни отпуска без содержания 25.07.1985, со 02.04.1986 по 10.04.1986, 14.08.1989. Данная справка выдана уполномоченным органом на основании приказов, личной карточки ф. Т-2, лицевых счетов по начислению заработной платы за 1983-1990 годы. Оснований сомневаться в достоверности изложенных в справке сведений не имеется, доказательств обратного истцом не представлено в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Учитывая изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановилрешение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 02.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Редозубова Т.Л.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.