Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Захаровой О.А., Белеванцевой О.А.,
при секретаре Курищевой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Салтанова Ю.В. к Думе городского округа Верхняя Пышма о признании незаконным решения
по апелляционным жалобам административного ответчика Думы городского округа Верхняя Пышма, заинтересованного лица администрации городского округа Верхняя Пышма
на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 03 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заинтересованного лица Черемных Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного истца Салтанова Ю.В., его представителя Краснова С.А., возражавших против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Салтанов Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе городского округа Верхняя Пышма о признании незаконным решения от 29 июля 2016 года N 47/9 "Об отказе в назначении собрания граждан, проживающих на территории СНТ "Ветеран-4" ... ", возложении обязанности назначить собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления в границах садового некоммерческого товарищества "Ветеран-4" в связи с обращением инициативной группы граждан А., Б., М., Салтанова Ю.В., С., И., Ч.
В обоснование требований указал, что 28.07.2016 он в качестве члена инициативной группы граждан, действуя на основании Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положения "О территориальном общественном самоуправлении в городском округе Верхняя Пышма", утвержденного решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 30.10.2014 N 20/15, протокола избрания инициативной группы от 27.06.2016, обратился в Думу городского округа Верхняя Пышма с уведомлением о проведении собрания граждан для учреждения территориального общественного самоуправления (ТОС), на которое было получено решение об отказе. Указанные в решении основания отказа о том, что предложенная территория не является территорией, предназначенной для проживания граждан, перспективное освоение указанной территории в рамках реализации Генерального плана городского округа Верхняя Пышма не соответствуют действующему законодательству и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 N 7-П. В решении не указано на несоответствие уведомления требованиям Положения, иной вариант территории не предоставлен. Оспариваемым решением нарушено право административного истца на осуществление территориального общественного самоуправления.
Административный истец Салтанов Ю.В., его представитель Краснов С.А. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представители административного ответчика Обжилянских В.В., заинтересованного лица Черемных Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признали.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 03 февраля 2017 года административный иск Салтанова Ю.В. удовлетворен, решение Думы городского округа Верхняя Пышма от 29.07.2016 N 47/9 признано незаконным, на Думу городского округа Верхняя Пышма возложена обязанность принять решение о назначении собрания граждан по вопросам организации и осуществления ТОС в границах СНТ "Ветеран-4" в связи с обращением инициативной группы граждан А., Б., М., Салтанова Ю.В., С., И., Ч.
На решение суда административным ответчиком Думой городского округа Верхняя Пышма, заинтересованным лицом администрацией городского округа Верхняя Пышма поданы апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела. Суд необоснованно вмешивается в компетенцию органа местного самоуправления, указывая, какие конкретно действия он должен совершить.
Административным истцом представлены письменные возражения относительно апелляционных жалоб с указанием о законности решения суда.
Представитель административного ответчика Думы городского округа Верхняя Пышма, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобам, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, не просил об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 37, частям 1, 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к лицам, участвующим в деле относятся, в том числе стороны и заинтересованные лица. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Как следует из материалов дела, 29.06.2016 в Думу городского округа Верхняя Пышма поступило уведомление инициативной группы граждан от 28.06.2016, с указанием, что инициативной группой граждан, проживающих на территории СНТ "Ветеран-4", избранной согласно протоколу от 27.06.2016, принято решение о проведении собрания граждан для учреждения территориального общественного самоуправления (ТОС) с приложением протокола избрания инициативной группы граждан в количестве 31 человек, проживающих на территории СНТ "Ветеран-4" ... , от 27.06.2016. Границы осуществления ТОС предполагается установить в границах СНТ "Ветеран-4" (кадастровый квартал N), южная, северная и западная границы ТОС совпадают с границами кадастрового квартала, восточная граница устанавливается частично по восточной границе кадастрового квартала и частично по восточным границам участков с кадастровыми номерами N, с приложением схемы границ осуществления ТОС.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 08.05.2014 N N и кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: ... , СНТ "Ветеран-4", земли общего пользования, с указанием сведений - категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ведения садоводства; площадь: 6540.00 кв.м; кадастровый N, земельный участок, на территории которого предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление, принадлежит на праве собственности СНТ "Ветеран-4".
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и возлагая на Думу городского округа Верхняя Пышма обязанность принять решение о назначении собрания граждан по вопросам организации и осуществления ТОС в границах СНТ "Ветеран-4", не принял во внимание вышеуказанные обстоятельства, имеющие значение для административного дела, не привлек по делу в качестве заинтересованного лица садоводческое некоммерческое товарищество "Ветеран-4", зарегистрированное в качестве юридического лица (ИНН N) с адресом (местом нахождения): ... По указанному адресу также находятся жилые дома граждан, принимавших решение об избрании инициативной группы граждан, в границах СНТ "Ветеран-4" предполагается установить границы территориального общественного самоуправления, также подлежащего регистрации в качестве юридического лица, намерение о котором подтвердил в судебном заседании административный истец, выступающий в качестве члена инициативной группы.
Таким образом, решением суда был разрешен вопрос о правах юридического лица садоводческого некоммерческого товарищества "Ветеран-4", не привлеченного к участию в деле в соответствии с требованиями статей 47, 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которого суд должен был привлечь в качестве заинтересованного лица по делу, в связи с чем решение суда на основании пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции также следует принять во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (часть 2 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (часть 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В оспариваемом решении Думы городского округа Верхняя Пышма от 29 июля 2016 года N 47/9 "Об отказе в назначении собрания граждан, проживающих на территории СНТ "Ветеран-4" ... " одним из оснований отказа указано, что предложенная территория, на которой планируется организовать территориальное общественное самоуправление, не является территорией, предназначенной для проживания граждан.
Имеющиеся в материалах дела доказательства о регистрации граждан в домах, с указанием в свидетельствах о государственной регистрации права их назначения - жилое, носящим декларативный характер, расположенных на 9 земельных участках, из 45 земельных участков, включенных в указанные границы территориального общественного самоуправления, не является основанием для отнесения территории СНТ "Ветеран-4" к территории проживания граждан (л.д.44-66).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Согласно карте градостроительного зонирования городского округа Верхняя Пышма (приложение к Правилам землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма, утвержденным решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 30.04.2009 N 5/14 с изменениями и дополнениями), территория СНТ "Ветеран-4" находится в зоне сельскохозяйственного использования (СХ-7 зона ведения коллективного садоводства и дачного хозяйства).
Территория садоводческого некоммерческого товарищества не может быть одновременно территорией, где проживают граждане (жилой фонд), и территорией для ведения садоводства и огородничества (нежилой фонд). В соответствии с действующим законодательством к организациям, обслуживающим жилой фонд, предъявляются повышенные требования, связанные с правилами предоставления коммунальных услуг в жилых домах, что может повлечь для СНТ "Ветеран-4" неблагоприятные последствия, привести к нарушению его прав.
Суду первой инстанции следует истребовать у СНТ "Ветеран-4" доказательства, имеющие значение для административного дела, в частности, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, Устав СНТ "Ветеран-4", для установления обстоятельств целей его создания, сведения о членах с указанием количества и номеров садовых участков, в том числе включенных в предполагаемые границы территориального общественного самоуправления, которые в материалах дела отсутствуют и судом истребованы не были по причине непривлечения СНТ "Ветеран-4" в качестве заинтересованного лица по делу.
Кроме того, суду также следует установить обстоятельства включения в территорию ТОС территории общего пользования (уличной сети, приусадебных участков, мест общего пользования, инфраструктуры), которая в силу положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в совокупности с нормой статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, не является территорией проживания граждан, а также не отвечает установленным целям создания и задачам территориального общественного самоуправления, которое создается населением (самоорганизация граждан) на части территории проживания граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия усматривает существенное нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, постановленного также без учета норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 3 статьи 309, частью 1 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 03 февраля 2017 года отменить, административное дело по административному исковому заявлению Салтанова Ю.В. к Думе городского округа Верхняя Пышма о признании незаконным решения направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий Т.Е. Соболева
Судьи О.А. Захарова
О.А. Белеванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.