Заместитель председателя Свердловского областного суда В.А. Дмитриев, рассмотрев жалобу директора Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель" Г.В.Сурганова по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 27 июня 2016 года
Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Инженерная
геодезия, раскопки и рекультивация земель" (ЕМУП "ИГРиР")
по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.
Решениями судей Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 08 августа 2016 года и Свердловского областного суда от 09 ноября 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе законный представитель предприятия Сурганов Г.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся решений и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, указывает, чрезмерную строгость административного наказания и его назначение после истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Одним из видов пользования недрами, согласно статьи 6 указанного Закона, является строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объекты захоронения отходов - это предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Как следует из материалов дела, ЕМУП "ИГРиР" под видом рекультивации фактически осуществляет на земельном участке с кадастровым номером N деятельность по размещению принимаемых от предприятий отходов в виде их захоронения в отработанном карьере.
Данный факт подтвержден актом обследования территории от ( / / ), актом Росприроднадзора по результатам внеплановой выездной проверки от ( / / ) и зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, составленном уполномоченным должностным лицом.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранные в деле доказательства свидетельствуют о том, что возможность соблюдения законодательства в сфере лицензирования деятельности по использованию недр у ЕМУП "ИГРиР" имелась, однако им не были приняты все зависящие меры по его соблюдению.
Таким образом, привлечение ЕМУП "ИГРиР" к ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.
Пересмотр постановления осуществлен судьями обеих инстанций в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы законного представителя юридического лица, оспаривающего необходимость лицензирования, судьями проверены и обоснованно отвергнуты с приведением в решениях убедительных мотивов.
Также несостоятельны доводы жалобы о нарушении срока давности привлечения ЕМУП "ИГРиР" к административной ответственности, исчисляемого в соответствии с примечанием к статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с момента обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, то есть со дня составления акта проверки - ( / / ).
В соответствии с положениями частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Назначая ЕМУП "ИГРиР" административное наказание в пределах санкции части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, относящиеся к имущественному и финансовому положению привлекаемого к ответственности юридического лица, не выяснило.
Так же не была дана оценка этим обстоятельствам и при пересмотре судьями постановления о назначении ЕМУП "ИГРиР" административного наказания.
Между тем из представленных юридическим лицом документов усматривается, что размер его фонда оплаты труда сопоставим с размером назначенного административного штрафа, являющегося вследствие этого чрезмерным, влекущим избыточное ограничение имущественных прав предприятия.
При таких обстоятельствах доводы жалобы законного представителя юридического лица о снижении размера штрафа ниже низшего предела являются заслуживающими внимания, а состоявшиеся по делу решения подлежат изменению.
Учитывая, что санкцией части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 800 тысяч до одного миллиона рублей, назначенное ЕМУП "ИГРиР" административный штраф следует снизить до 400 тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.13, пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 27 июня 2016 года, решения судей Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 08 августа 2016 года и Свердловского областного суда от 09 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель" изменить, снизить размер административного штрафа до 400 тысяч рублей.
В остальной части состоявшиеся по делу решения оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда В.А. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.