Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.,
судей Старовойт Р.К., Наконечной Е.В.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатенко С.В. к администрации Артемовского городского округа Приморского края о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе представителя администрации Артемовского городского округа Савченко М.А. на решение Артемовского городского суда Приморского края от 24.01.2017, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., объяснения представителя ответчика администрации Артемовского городского округа Приморского края Шестопаловой Е.А., представителя истца Игнатенко С.В. Калмыковой Е.А., судебная коллегия
установила:
Игнатенко С.В. обратился в суд с иском к администрации Артемовского городского округа Приморского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указал, что он зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 53,1 кв.м, которое было предоставлено его отцу И.В.С. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации Артемовского городского округа N-ра от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в перечень домов, подлежащих расселению, непригоден для проживания. Иного жилья он не имеет, является инвалидом второй группы, в силу заболевания проживать в аварийном жилье не представляется возможным. На основании п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 89 ЖК РФ просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение на территории г. Артема общей площадью не менее 53,1 кв.м.
В ходе рассмотрения дела к его участию в качестве третьего лица привлечена Хан О.В..
Представитель истца Калмыкова Е.А. в суде первой инстанции исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации Артемовского городского округа Приморского края Савченко М.А. в суде первой инстанции возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что оснований для предоставления истцу жилого помещения на основании ст. 57 ЖК РФ не имеет. Игнатенко С.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, с заявлением и необходимыми документами для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании малоимущим не обращался. Заключением межведомственной комиссией N 46 от 16.09.2016 принято решение о признании "адрес" в "адрес" непригодным для проживания и выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. На основании данного заключения администрацией Артемовского ГО утверждено распоряжение N556-ра от 30.09.2016 в соответствии, с которым, указанный дом планируется к включению в перечень домов, подлежащих расселению при разработке муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2018-2020 годы. В действующую муниципальную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Артемовского городского округа на 2013-2017 годы" включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ. Жилой "адрес" в "адрес" включен в программу по переселению, которая должна быть реализована до 2021 года.
Третье лицо Хан О.В. в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению, пояснив, что приходится истцу сестрой, зарегистрирована с ним в спорном жилом помещении.
Дело рассмотрено в отсутствие истца.
Судом постановленорешение, которым на администрацию Артемовского городского округа Приморского края возложена обязанность предоставить Игнатенко С.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 53,1 кв.м в городе Артеме Приморского края.
С указанным решением не согласилась администрация Артемовского городского округа, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на доводы, аналогичные тем, которые приводились в возражениях на заявленные требования. Указано, что предоставление жилого помещения истцу вне очереди с учетом ст. 57 ЖК РФ возможно только при признании гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, истец с соответствующими заявлениями в администрацию Артемовского ГО не обращался. Суд данные обстоятельств во внимание не принял.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Артемовского городского округа Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новое об отказе в иске.
Представитель истца полагал решение законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что истец обращался в администрацию с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на которое ответ не получил. Суд, принимая решение, верно учел, что дом находится в аварийном состоянии, проживание в нем истца, который является инвалидом, не возможно.
Истец, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, третьего лица.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, возражения представителя истца на доводы жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в иске.
В силу п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что признание жилого помещения непригодным для проживания является достаточным основанием для предоставления истцу вне очереди жилого помещения на условиях социального найма.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда, так как они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Таким образом, с 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, установив требование о признании их малоимущими.
Исходя из указанных норм в их взаимосвязи основанием предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Судом установлено, что в "адрес" зарегистрирован и проживает Игнатенко С.В. Данное жилое помещение по ордеру N 88 от 26.01.1988 было предоставлено отцу истца - И.В.С., на состав семьи три человека, включая супругу и детей.
Межведомственной комиссии N 46 от 16.09.2016, утвержденной распоряжением администрации Артемовского городского округа от 08.08.2016 N 44-ра, принято заключение о выявлении оснований для признания помещения расположенного по адресу "адрес" непригодным для проживания и выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Многоквартирный "адрес" внесен в реестр аварийного жилищного фонда, включен в перечень домов, подлежащих расселению, при разработке муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2018 и последующие годы.
Вместе с тем, доказательства, что истец Игнатенко С.В. в установленном законом порядке обращался в администрацию Артемовского городского округа по вопросу постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях и признания его малоимущим, и были приняты соответствующие решения, в материалах дела не имеется.
Учитывая, что
в материалах дела отсутствуют сведения о том, что истец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.012005, а с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ дополнительные гарантии жилищных прав в виде предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов предусмотрены законодателем не для всех граждан, а только для малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, отсутствие доказательств того, что истец признан малоимущим либо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывает на отсутствие у него объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не принял во внимание указанные обстоятельства. Истцом, его представителем данных доказательств в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено. В виду чего доводы истца, что являясь инвалидом второй группы, он вынужден проживать в помещении, которое не соответствует установленным для жилых помещений требованиям, иного жилья не имеет, на тех же основаниях не являются достаточными для удовлетворения исковых требований.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются ошибочными, в связи с чем постановленное им решение подлежит отмене с принятием судебной коллегией нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 24.01.2017 отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Игнатенко С.В. к администрации Артемовского городского округа Приморского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 53,1 кв.м в городе Артеме Приморского края отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.