Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего Туктамышевой О.В.
судей Зайцевой О.А. и Судницыной С.П.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Анучинского района Приморского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Анучинского муниципального района Приморского края, департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края на решение Анучинского районного суда Приморского края от 5 декабря 2016 года, которым исковые требования удовлетворены: на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Виноградовского сельского поселения Анучинского муниципального района, в 100 метрах от знака - указателя "с.Смольное" на север со стороны с.Виноградовка в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на Администрацию Анучинского муниципального района Приморского края возложена обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Виноградовского сельского поселения Анучинского муниципального района, в 100 метрах от знака - указателя "с.Смольное" на север со стороны с.Виноградовка.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., пояснения представителей департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края ФИО11 и ФИО12., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Анучинского района Приморского края обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с названным административным иском, указав, что в ходе проведённой проверки соблюдения законодательства об экологической безопасности на территории Виноградовского сельского поселения Анучинского муниципального района, в 100 метрах от знака - указателя "с.Смольное" на север со стороны с.Виноградовка расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Территория Виноградовского сельского поселения подлежит очистке от отходов в соответствии с законодательно установленными требованиями, обязанность по исполнению которой входит в полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органом местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений. Бездействие департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края и Администрации Анучинского муниципального района Приморского края в части невыполнения обязанности по ликвидации указанной свалки, сбору, вывозу и утилизации отходов, приводит к возможности загрязнения экологической среды в месте расположения свалки и созданию неблагоприятной экологической обстановки, нарушаются права неопределённого круга лиц - жителей Анучинского муниципального района Приморского края на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Просил возложить на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Виноградовского сельского поселения Анучинского муниципального района, в 100 метрах от знака - указателя "с.Смольное" на север со стороны с.Виноградовка в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения; возложить на Администрацию Анучинского муниципального района Приморского края обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Виноградовского сельского поселения Анучинского муниципального района, в 100 метрах от знака - указателя "с.Смольное" на север со стороны с.Виноградовка.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации Анучинского муниципального района Приморского края исковые требования не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части требований к департаменту по вопросу ликвидации несанкционированной свалки.
Рассмотрев административное дело в соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Анучинского муниципального района Приморского края на благоприятную окружающую среду.
Суд первой инстанции установил, что на территории Виноградовского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края не убрана несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, пришёл к правильному выводу о бездействии Администрации Анучинского муниципального района Приморского края по решению вопросов местного значения.
Между тем, возлагая обязанность на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края ликвидировать несанкционированную свалку, а на орган местного самоуправления только участвовать в ликвидации несанкционированной свалки, суд не учёл, что согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного закона.
Уборка территории, в том числе несанкционированных свалок, является обязанностью, прямо предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, которая не исполнена муниципальным районом.
Участие органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами на территориях соответствующих поселений предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) "Об отходах производства и потребления", определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Названным законом регулируются отношения в области лицензирования, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, трансграничного перемещения отходов, установления требований к объектам размещения отходов, к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению, к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории, в связи с чем, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды находится в компетенции муниципального района, в котором расположено Виноградовское сельское поселение.
Таким образом, суд необоснованно возложил именно на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку.
Учитывая, что судом применён закон, не подлежащий применению, что повлекло неправильное разрешение спора, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и возложении на Администрацию Анучинского муниципального района Приморского края обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анучинского районного суда Приморского края от 5 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск прокурора Анучинского района Приморского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Анучинского муниципального района Приморского края, департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края о возложении обязанности удовлетворить в части.
Обязать Администрацию Анучинского муниципального района Приморского края ликвидировать несанкционированную свалку на территории Виноградовского сельского поселения (ориентир: 100 метров от знака - указателя "с.Смольное" на север со стороны с.Виноградовка, координаты: 43,845646°N и 132,911096°E) в течение 30 дней.
Прокурору Анучинского муниципального района Приморского края отказать в удовлетворении административного иска к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.