Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего Туктамышевой О.В.
судей Зайцевой О.А. и Тымченко А.М.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Владивостока в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании бездействия Администрации города Владивостока незаконным и возложении обязанности по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 17 ноября 2016 года, которым административные исковые требования удовлетворены в части: на административного ответчика возложена обязанность обеспечить организацию и проведение работ по восстановлению на пешеходном переходе в районе дома N 52 по улице Интернациональная в городе Владивостоке дорожной разметки 1.14.1 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
установила:
прокурор города Владивостока обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанным иском, указав, что прокуратурой города проведена проверка законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации в деятельности Администрации города Владивостока при подготовке муниципальных образовательных учреждений к 2016-2017 учебному году, по итогам которой выявлены многочисленные нарушения закона. ОГИБДД УМВД России по городу Владивостоку проведена выездная проверка, в ходе которой обследован участок автомобильной дороги в районе дома N 52 по улице Интернациональная в городе Владивостоке вблизи МБДОУ ФИО9, при осмотре указанного участка дороги установлено, что в районе дома N 52 по улице Интернациональная в городе Владивостоке отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 "Зебра", что не соответствует требованиям пунктов 4.2.1.; 4.2.2.; 4.2.3. ГОСТ Р 50597-93. Постановлением Администрации города Владивостока от 21 февраля 2011 года N 155 утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Владивостокского городского округа, согласно которому участок автомобильной дороги в районе N 52 по улице Интернациональная в городе Владивостоке находится в ведении Владивостокского городского округа. Бездействие Администрации города Владивостока, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию дорог Владивостокского городского округа, нарушает закреплённые действующим федеральным законодательством права граждан на охрану жизни, здоровья и имущества, а также интересы общества и государства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. При этом, ОГИБДД УМВД России по городу Владивостоку 25 февраля 2016 года Администрации города Владивостока выдано предписание N для организации мероприятий по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 "зебра" в районе дома N 52 по улице Интернациональная в городе Владивостоке со сроком его исполнения - 30 суток. Между тем, до настоящего времени данное предписание не исполнено. Просил обязать Администрацию города Владивостока привести проезжую часть автомобильной дороги в районе дома N 52 по улице Интернациональная в городе Владивостоке в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
В судебном заседании представитель административного истца настаивала на удовлетворении требований в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда полностью.
Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что не имеется оснований для отмены решения суда.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Государственным стандартом Российской Федерации Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утверждённым Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, "Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. Дорожная разметка 1.14.1 ("зебра") - обозначает пешеходный переход.
В соответствии с пунктом 4.2.2. ГОСТ Р 50597-93, дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Согласно пункту 4.2.3. ГОСТ Р 50597-93, дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из положений статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Поскольку участок автомобильной дороги в районе дома N 52 по улице Интернациональная в городе Владивостоке не соответствует требованиям пунктов 4.2.2., 4.2.3. ГОСТ Р 50597-93, создаёт угрозу передвижения по нему неопределенного круга лиц и нарушает права и законные интересы граждан, являющихся участниками дорожного движения, суд, возлагая обязанность на Администрацию города Владивостока провести работы по восстановлению дорожного полотна, обоснованно исходил из того, что Администрацией города Владивостока допущено бездействие по исполнению законодательства в области безопасности дорожного движения, которое создает угрозу жизни и здоровью неопредёленного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности прокурором необходимости проведения работ по восстановлению на пешеходном переходе в районе дома N 52 по улице Интернациональная в городе Владивостоке дорожной разметки 1.14.1 противоречат материалам дела.
Из акта выявления недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленного государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по городу Владивостоку 16 ноября 2016 года и приложенной к нему фототаблицы следует, что на участке автомобильных дорог и улиц Владивостокского городского округа выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, горизонтальная разметка 1.14.1 "зебра" плохо различима и имеет износ, полученный в процессе эксплуатации, что не соответствует требованиям пунктов 4.2.2., 4.2.3. ГОСТ Р 50597-93, по адресу: город Владивосток, улица Интернациональная в районе домов NN 59, 52 (в районе МБДОУ ФИО8) (л.д.34, 35).
Содержание указанного акта Администрацией города Владивостока не опровергнуто.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 17 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.